Понятие «призвание» средневековье в интерпретации И.С. Кона

«Человек естественно вырастает, подобно дереву, все фазы роста и конечный результат которого «даны» заранее. Однозначно привязывая индивида к его семье и сословию, феодальное общество строго ограничивало рамки его «свободного самоопределения»: ни род занятий, ни мировоззрение, ни даже жену он не выбирал сам, всё это делали за него другие, старшие.

В новое время человек становится чем-то в результате своих собственных усилий. Развитое общественное разделение труда и выросшая социальная мобильность расширили рамки и масштаб индивидуального выбора. В феодальном обществе «призвание», если оно не было результатом прямого божественного откровения, понималось как нечто данное, часто - с момента рождения.

Многократно варьировавшаяся притча XIII века о студенте, «сыне непостоянства», который много раз менял занятия, переходя от торговли к земледелию, от него - к коневодству, праву, астрономии и т.д., язвительно высмеивала охоту к перемене мест (и занятий). По выражению литературоведа Н.Я. Берковского, «старый режим направлял человека в жизнь согласно его сословию и имущественному цензу, профессии, им полученной от предков. Правило было таким: на одного человека только один выход в жизнь. Сейчас выходов много, и ведется спор внутри человека: какую же из собственных личностей, какую из собственных возможностей ему выпустить в свет».

В новое время понятие «призвание» постепенно освобождается от своих религиозных истоков и определяется как выбор деятельности по личной склонности. Это предполагает обращение к «Я» и вопрос, как правильно понять и оценить свои способности.

Для средневекового человека «знать самого себя» значило прежде всего «знать своё место», иерархия индивидуальных способностей и возможностей здесь совпадает с социальной иерархией.

В эпоху Возрождения положение начинает меняться Презумпция человеческого равенства и возможность изменения своего социального статуса означает, что «познание себя» есть прежде всего познание своих внутренних возможностей, на основе которых строятся «жизненные планы». Иначе говоря, самопознание оказывается предпосылкой и компонентом самоопределения.

Это расширение сферы индивидуального, особенного, только своего не вписывается в старую систему социальных категорий и вступает с ними в жестокий конфликт, пронизывающий буквально все сферы общественной и личной жизни. Не только Гамлет, с его эпохальным чувством «разрыва связи времен», но и Ромео, с его всеобъемлющей любовью, не может существовать в зарешеченном мире феодальных отношений.

Героиня рассказа Сервантеса «Цыганочка» решительно отвергает право закона и старейшин распоряжаться её судьбой: «Хотя эти синьоры законодатели и постановили на основании своих законов, что я твоя, и как таковую меня тебе вручили, - я на основании закона своего сердца, который сильнее всех остальных, заявляю, что стану твоей не иначе, как после выполнения тех условий, о которых мы с тобой уговорились... Эти сеньоры могут, конечно, вручить тебе мое тело, но не душу мою, которая свободна, родилась свободной и будет свободной, пока я того желаю». (Мигель Сервантес, Собрание сочинений в 5-ти томах, Том 3, М., «Правда», 1961 г., с. 51-52).

 И цыганская община признаёт право девушки распоряжаться собой.

В феодальном обществе нет ничего важнее родового имени. В нём - унаследованная социальная сущность человека, по сравнению с которой все его индивидуальные качества ничего не значат. Юная Джульетта силой своей любви открывает, что всё как раз наоборот: наследственное имя -  прах и тлен по сравнению с индивидуальностью любимого:

Одно ведь имя лишь твое - мне враг,
А ты - ведь это ты, а не Монтекки.
Монтекки - что такое это значит?
Ведь это не рука, и не нога,
И не лицо твое, и не любая
Часть тела. О, возьми другое имя!
Что в имени? То, что зовём мы розой, -
И под другим названьем сохраняло б
Свой сладкий запах! Так, когда Ромео
Не звался бы Ромео, он хранил бы
Все милые достоинства свои
Без имени. Так сбрось же это имя!
Оно ведь даже и не часть тебя.

Вильям Шекспир, Полное собрание сочинений в 8-ми томах, Том 3, М., «Искусство», 1958 г., с. 43.

Об «индивидуализме эпохи Возрождения» существует огромная литература».

Кон И.С., Открытие «Я», М., «Политиздат», 1978 г., с. 196-198.