«Москва - третий Рим» - высказывание монаха Филофея

После падения столицы Византии Константинополя под ударами турок и с учётом того, что русский царь Иван III женился на последней представительнице византийской династии Палеологов – Софье, псковский монах Филофей сформулировал в посланиях царю Василию III Ивановичу – в переводе на современный язык:

«Рим пал за грехи от варваров, второй Рим – Константинополь пал из-за ересей от турок-османов, третий Рим – Москва будет стоять вечно. Четвертому Риму не бывать».

Тем самым постулировалась преемственность светской и церковной власти московских государей от римских и византийских императоров.

«Политические и национальные успехи русского народа, сбросившего татарское иго, разрушительно действовали на нравственную и интеллектуальную дисциплину православного богословия и русского духовенства, ведь успехи были достигнуты не им, духовенством, а народом. Само же духовенство во время этих исторических событий не только не сделало ни шагу вперёд на поприще образования или нравственности, но даже подалось назад: «.. .во время Мономахов и Мстиславов у него были училища с языками латинскими и греческими, а во время Иоаннов не хватало школ простой русской грамотности», однако православное духовенство гордилось и мнило о себе «неподобное». (В.О. Ключевский).

После падения Константинополя (1453 г.) русский правящий класс и церковь смело заявили о себе как об исторических преемниках государственных и церковных традиций Византии, так что государственный герб византийских императоров стал гербом Русского государства, а орлы - почётным символом русских архиреев, судьбы Великороссии стали как бы отождествляться с судьбами православия и византийским наследием в целом.

Религиозное осмысление укрепляющейся монархии как «третьего Рима» придавало православию характер мессианической исключительности, обрекая его таким образом на культурное и национальное служение. […]

В соответствии с византийской традицией русское богословие отдавало предпочтение Аристотелю, так как платонизм «своим утверждением призрачности существующего мира  «подрывал» нейтральную христианскую догму «вочеловечения Христа». […]

В основе стиля православного богословия лежало разработанное Афанасием Александрийским учение об «обожении», в котором преобладали мистические элементы. Согласно этому учению главным является не знание о Боге, а «единение» с божеством, «слияние» с Богом».

Савельев С.Н., Идейное банкротство богоискательства в России в начале XX века, Л., Изд-во ЛГУ, 1987 г., с. 18-19 и 21.