Развитие психоанализа по Жаку Лакану

Жак Лакан произнёс речь: Функция и поле речи и языка в психоанализе / Fonction et champ de la parole et du langage en psychanalyse о развитии психоанализа на Конгрессе романоязычных психоаналитиков в Риме, которая получила название «Римская речь» и была позже опубликована в 1966 году.

Жак Лакан считал что: «… психоанализ в Европе погряз в интроспекционистских иллюзиях, в Америке - в приспособительских практиках, нацеленных на вписывание пациента в социум любой ценой.

Дать психоанализу новую жизнь можно, лишь осознав его укоренённость в языке и речи и выведя из этого радикальные теоретические и практические следствия.

Лакан не приписывает этого «прометеевского» открытия роли языка и речи в психоанализе себе: оно сделано 3. Фрейдом, но вскоре было забыто. А потому свой путь Лакан называет «возвратом к Фрейду», который утверждал, что сон имеет структуру фразы или ребуса, а проработка сновидений или, скажем, повседневных ошибочных действий требуют их прочтения с учётом тех синтаксических сдвигов и смысловых сгущений, которые указывают на скрытые в бессознательном желания. Как известно, Фрейд (вместе с Д. Брейером) применял метод лечения, который пациентка Анна О. с самого начала окрестила термином «лечение словом» (talking cure): проговаривание травмы, словесное упоминание патогенного события приводило к исчезновению симптомов.

Лакан усиливает идеи, которые содержались у Фрейда, и расширяет сферу их применения: для него «симптом целиком разрешается в анализе языка, потому что и сам он структурирован как язык», или даже является своего рода языком.

К чему бы ни стремился психоанализ - к исцелению больного, к изучению психики или к профессиональной подготовке будущего аналитика, - речь пациента оказывается единственным его средством. При этом субъект осознаёт смысл своей истории в том виде, в каком он  воссоздаётся речью, адресованной другому человеку.

Ошибочно считать, будто аналитик имеет дело с самой переживаемой субъектом реальностью (это - позиция интуиционистской психологии) или же с какими-то объектами по ту сторону речи субъекта. Бессознательное, увиденное через призму языка и речи, можно представить как нечто доступное прочтению. Оказывается, что бессознательное есть та глава человеческой истории, которая как бы подверглась цензуре и теперь отмечена пробелами, но истина записана в других местах - в телесных симптомах, в воспоминаниях детства, в эволюции запаса слов и их употреблений, в легендах, облекающих личную историю в героизированные формы. В любом случае, «бессознательное субъекта - это речь другого», резонанс в коммуникативных цепях. Работа с бессознательным как с языком раскрывает те последствия, которые вытекают из принадлежности человека символическому строю. Закон человека - это закон языка, закон символического обмена. В человеческой жизни именно мир слов порождает мир вещей.

Лакан с удовольствием ссылается здесь на Ларошфуко: есть люди, которые никогда не влюблялись бы, если бы ничего не слышали о любви; любовь многим обязана символу и тому, что в любви принадлежит слову.

Изначальный закон человеческого общества - императивный по форме, но бессознательный по структуре - идентичен строю языка. Он регулирует брачные союзы и ставит над царством природы царство культуры. В соответствии со своим языковым пониманием бессознательного Лакан трактует фигуру отца в семейном треугольнике: для психоанализа важен не реальный и не воображаемый отец, но, скорее, «имя отца» как носителя символической функции, обеспечивающей человека законом наследования и преемственности.

Переосмысление психоанализа требует иначе вписать его в культуру и в систему обучения. Для этого в программу идеального факультета психоанализа, куда Фрейд некогда включал психиатрию, сексологию, историю цивилизации, мифологию, психологию религий, историю и литературную критику, Лакан добавляет риторику, диалектику (прочитываемую по Аристотелю), грамматику и поэтику.

Но самые главные для современного психоанализа научные дисциплины - лингвистика (особенно её открытие фонемы как функции звуковых оппозиций, способных различать смыслы), антропология и философия - классическая и новейшая. Чтобы стать наукой и не допустить вырождения психоанализа в чистую технику, ограничивающую его методологическую и интерпретативную базу предзаданными схемами, психоанализ должен неустанно вновь и вновь стремиться понять смысл своих понятий и своего опыта».

Автономова Н.С., «Функция и поле речи и языка в психоанализе», в  Энциклопедии эпистемологии и философии науки, М., «Канон+»; «Реабилитация», 2009 г., с. 1107.