О возможностях механического фортепиано (пианолы) по И.Ф. Стравинскому

«В течение последних шести лет я обращал самое пристальное внимание на одну фазу музыкального развития, которая очень меня заинтересовала. Это производство записей на фортепиано. Для меня оно отнюдь не исчерпывается процессом наигрывания записей. Конечно, фортепиано, которое является наиболее широко используемым инструментом, всегда будет служить чем-то вроде дверей в музыкальное образование. На нём будут играть постоянно, его будут постоянно изучать. Однако инструмент имеет другие возможности, помимо ограниченных пальцами.

Эти возможности открылись  благодаря удивительному развитию механического фортепиано. Сегодня композитор может взять записи и добавить все необходимые дополнительные ноты, которые было бы невозможно сыграть десятью пальцами любого пианиста. И даже больше - он может так ввести эти ноты с точки зрения ритма, педализации, звукоизвлечения и динамики, что создаст нечто совершенно новое в музыкальном искусстве. Другими словами, эти удивительные механические изобретения просто доводят до предела возможности фортепиано самого по себе, которое является действительно музыкальной машиной с большим количеством координированных частей.

Пианолы дают мне возможность «оркестровать» музыку. То есть я могу разобрать на части и изучать произведение не просто так, как композитор изложил его на бумаге, но я могу сохранить все нюансы, ритмы, кульминацию, все. Это выполняется при помощи нарезания бумажных лент, намотанных затем на ролики. Прежде чем был достигнут настоящий художественный результат, пришлось преодолеть бесконечные трудности. Но представьте, что это означает для композитора! До сих пор он полностью зависел от причуд того или иного исполнителя. Это и неплохо в каком-то смысле, потому что разнообразие интерпретаций добавляет пикантность, остроту. Но все-таки, что же по поводу концепции самого композитора? Конечно же, она заслуживает того, чтобы над ней думали и старались её сохранить.

Может показаться, что раз эти машины механические, то они должны быть жёсткими, неуклюжими. Ни в коем случае! Как раз наоборот. Делая запись в том новом смысле, который я описал, я чувствую, что держу в руках мой дух.

Запись вовсе не похожа на фотографию, где камера делает негатив. Фотограф может его ретушировать или нет, но никогда не приблизит механический результат своей работы к живописи. То, к чему я стремлюсь, - это литография или тонкое гравирование, когда художники создают свое произведение на плитах. И получившееся - это дело их собственных рук. Механическим является только процесс размножения литографии или гравюры.

Многие из записей, которые я сделал, были бы неосуществимы, если бы я играл десятью пальцами. Не будь этих замечательных машин, пропала бы целая фаза моего искусства.

Машина - это практический путь, чтобы сохранить её. И это искусство отличается от фортепианной игры прошлого. Нельзя сравнить искусство автомобильного гонщика с искусством возницы экипажа. Это вещи, существующие отдельно, и совершенно разные. Вообще при исполнении музыкальных произведений очень мало внимания обращается на идеи композитора, автора этих произведений. Я отказался от того, чтобы мой Концерт играли другие, убеждённый в том, что ни один из исполнителей не знал тех художественных целей, к которым я стремился. Лучше, чтобы другие не играли музыку до тех пор, пока композитор не получил возможности сделать достоянием публики свои художественные устремления и идеалы».

Интервью И.Ф. Стравинского журналу «Etude» (Филадельфия), в Сб.: Стравинский – публицист и собеседник / Ред.-сост. В. Варунц, М., «Советский композитор», 1988 г., с. 72-73.