Формирование культа личности диктатора Николае Чаушеску

Примерно в 70-е годы XX века начал формироваться культ личности Николе Чаушеску и его жены Елены:

«Средства массовой информации более всего обязаны были заботиться об имидже вождя. На телевидении за этим следил протокольный отдел Секуритате. По словам одного из редакторов, «нужно было убирать все невольные паузы, заминки, заикания Чаушеску, и только после этого программа шла в эфир». Существовали специальные инструкции, в соответствии с которыми при телевизионной съёмке нельзя было подчёркивать маленький рост Чаушеску (167 см). Если государственные деятели, с которыми встречался Чаушеску, были выше его, то необходимо было вести съёмки так, чтобы разница в росте не замечалась. В телевизионных, и кинохрониках высоких де Голля и Жискара д'Эстена никогда не показывали рядом с Кондукатором.

В тогдашнем румынском традиционном обществе сохранялись мощные социокультурные основания для культа личности: сервилизм (раболепие), во многом обусловленный 500-летним господством турок; подавление личности в правовом и экономическом отношении; отсутствие необходимых социокультурных противовесов произволу властей. Всё ещё сильными оставались традиции корпоративизма. Руководители страны после провозглашения государственности в 1857 году сочетали обязанности политического лидера и главы клана. По словам племянницы Чаушеску, психолога Нади Бужор, «мы, румыны, всегда тяготели к архетипу Сильного Отца». Безразличие образованных слоев общества к культу личности позднее объясняли «глубоко внедрившейся оттоманской традицией лицемерия» и «укоренившейся привычкой к коррупции, протекционизму и взяточничеству». «Чего же вы хотите? Ведь мы живём у врат Востока!»  - сказал как-то Раймон Пуанкаре, защищавший в румынском суде своего клиента. Всё это дополнялось целенаправленной индоктринацией и пропагандой национализма.

К 70-м годам нормой стали такие обращения, как «Гений Карпат», «Источник нашего света», «Полноводный Дунай разума», «Творец эпохи невиданного обновления» и другие. Чем хуже становилась жизнь простых людей, тем больше средства массовой информации, полностью контролируемые партией, изощрялись в восхвалении Вождя».

Шевелёв В.Н., Диктаторы и боги, Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999 г., с. 106-107.

 

«Диктатор воспринимал все эти славословия как должное. Возникает вопрос - знал ли он о том, что происходит в стране, как живёт простой народ, что говорят люди о нем? В беседе с советским журналистом румын, хорошо знавший Чаушеску лично, говорил, что диктатор не представлял реального положения дел и никак не предполагал, что народ может подняться на восстание. Однако другой собеседник говорил нашему журналисту: - Я знал его очень хорошо. Так хорошо, что когда он стал генсеком, я ушёл в отставку с министерского поста. В первые годы своего правления Чаушеску вёл себя осторожно. Подлинный характер он проявил позднее. Он страдал всевозможными комплексами.
Во-первых, он сам нигде не учился, остался малограмотным и ненавидел интеллигентных, образованных людей.
Во-вторых, был злым и мстительным.
В-третьих, он был некрасив и, очевидно, мучился этим. Запинался при разговоре.
Словом, мелкий человек во власти своих комплексов. Болезненное тщеславие, мания величия... Он уверовал в то, что он великий человек. Правда, ему в этом сильно помогли не только окружающие его подхалимы, но и многие весьма уважаемые деятели, особенно на Западе. Считалось, что он противостоит Москве…»

Шевелёв В.Н., Диктаторы и боги, Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999 г., с. 136-137.

 

Самолёт Ил-18, на котором прилетал Николае Чаушеску в Крым, по периметру опоясывали  канатом. Внутри этой территории несли службу румынские пограничники, снаружи - советские. Такую «бдительность» больше никто из лидеров соцстран не проявлял...

Николае Чаушеску был психологически зависим от своей жены – жадной и глупой – и заикался на совещаниях, если она переставала в такт его речи кивать головой…

Елена Чаушеску, которую официально называли «мать всех румын»,  фактически была вторым человеком в Румынии, и, не имея соответствующего образования (она не смогла доучиться в деревенской школе), была  главным советчиком мужа...

«Главным советником Николае Чаушеску была его жена Елена. Многие считали, что Кондукатор, человек достаточно слабовольный и мнительный, находился под её полным влиянием. Эдвард Бэр сравнивает Елену с супругой другого диктатора - Цзян Цин. Женщины познакомились летом 1971 года, когда чета Чаушеску находилась с официальным визитом в Китае. «Несмотря на разность судеб, - пишет Бэр, - обе женщины были одинаково жестоки, необразованны, антиинтеллектуальны, привержены прямолинейным и примитивным идеям, гарантирующим быстрые результаты и не требующим глубокомысленных рассуждений, обе стали незаменимыми спутницами своих великих мужей». […]
В 1972 году Елена становится членом ЦК, а в 1973 - она уже член исполнительного комитета (политбюро) компартии. В 1980 году, став первым заместителем премьер-министра, Елена Чаушеску превратилась в самого могущественного после Кондукатора человека в государстве. «Подобно звезде, мерцающей подле другой на вековечной небесной тверди, стоит она рядом с Великим мужем и озирает очами победоносный путь Румынии», - говорилось в одной из од в честь 60-летия Елены Чаушеску.
Пропаганда всячески стремилась утвердить в массовом сознании идеалистический образ семейной жизни Вождя».

Шевелёв В.Н., Диктаторы и боги, Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999 г., с. 109-110.

 

Супруга «гения Карпат» была объявлена светилом науки и встала во главе румынской Академии наук.