Принципы системного анализа в исследовании искусства по Ю.В. Осокину

Принципы системного анализа:

«Рассмотрение не изолированных элементов, а их целостных совокупностей, которые и называются системами. Причём подчёркивается,  что целостность здесь считается первичным, определяющим свойством, - в отличие, например, от математического понятия множества (это проявляется, в частности, в том, что в одной и той же системе можно вычленить составные части различными способами, в зависимости от целей и методики исследования).

Противопоставление системы всем объектам, не входящим в неё (внешней среде), и фиксация внимания на взаимных связях и отношениях между элементами системы. При этом их связи с другими объектами либо рассматриваются как присущие системе в целом (в этом случае она называется открытой), либо вообще исключаются из рассмотрения как несущественные (в так называемых закрытых системах).

Выделение системообразующих факторов, придающих системе упорядоченность и устойчивость. Универсальной качественной характеристикой системы считается её организация, а в качестве универсальной количественной характеристики системы чаще всего используется энтропия, т. е. степень неопределённости состояния системы. 

Анализ интерактивных свойств системы (не присущих ни одному из её элементов в отдельности, но проявляющихся при их взаимодействии) и механизмов их возникновения.

Применение принципа иерархичности (когда один и тот же объект может рассматриваться и как вышестоящая система по отношению к своим элементам, и как подсистема системы более высокого уровня).

Kак мы видим, системный подход существенно отличается, скажем от структурного подхода, предусматривающего расчленение изучаемого объекта на составные элементы и определение поведения сложного объекта как результата объединения свойств входящих в него частей .

Системный подход изначально основывается на принципе целостности исследуемого объекта, т.е. исследовании его свойств как единого целого, единой системы. Этот принцип, как мы знаем, исходит из того, что целое обладает такими качествами, которых нет у его частей.

Чтобы качество целостности учитывалось в максимальной степени, системный подход требует непрерывной интеграции представлений о системе с разных точек зрения в некую целостную конструкцию на каждом этапе её исследования».

Осокин Ю.В., Введение в теорию системных исследований искусства, М., «Алетейа», 2003 г., с. 42-43.