Инструкция по работе с Контекстной панелью

О моделях социальных систем по Илье Пригожину

Илья Пригожин размышлял о применимости своих моделей и к социальным системам...

Его последователь пишет: «Как я полагаю, то, что исследователи общества могут узнать (или скорее вспомнить) из программы Пригожина, можно сформулировать в следующих пунктах.

1. Пригожин обоснованно подчёркивает роль самоорганизации и тем самым усиления, спонтанности и флуктуации в системах человеческого общества.  В обществе не следует пытаться «делить людей на категории, пытаться уложить их активности в хорошо  определённые каналы».

2. В заданной окружающей среде (при данных краевых условиях) саморазвивающаяся система имеет много возможностей. (Пригожин говорил о самоорганизации именно потому, что самоорганизацию создают не краевые условия, а элементы спонтанного развития).

3. Пригожинский подход к миру учит нас, что важно не пытаться планировать или искусственно управлять вещами, а вместо этого находить пути стимулирования процесса самоорганизации.

4. Теория диссипативных структур Пригожина показывает, что невозможно предсказать, какие системы или структуры возникают в результате эволюции.

5. Подход Пригожина ещё раз подчёркивает, что не существует эквивалентности между тем, что может и что не может быть сконструировано. Первые системы простые, последние - сложные]. «Сложная система обладает чем-то таким, чего нет у машины или простого механизма». Это что-то есть нечто, что необратимо утрачивается при разделе системы на части. Исторический мир насквозь сложен.

6. Сильно неравновесный хаос («турбулентный хаос») можно рассматривать как поле возможностей в исторической реальности.
Из-за этого креативного хаоса в каждой исторической реальности имеется возможность новых реальностей.

7. Исследования Пригожина приводят к необходимости более глубокого понимания реального времени. Хотя существует только одна неотвратимая и непредсказуемая стрела времени, времен существует множество. «Время есть гораздо большее, чем хронометрия и хронология. Время есть также продолжительность, циклы и дизъюнкция».

8. Так называемые законы природы в идеализированной физико-подобной науке представляют реальность, которая более не обладает независимым онтологическим статусом; они в значительной мере являются специфическими конструкциями человека.

9. Классические законы природы приводят к определённостям. Приняв, что будущее не определено, мы приходим к концу определённостей. Предложенная Пригожиным новая формулировка законов природы приводит к реальным качествам исторического мира: неустойчивости, хаосу, необратимости, сложности, разнообразию, историчности и т. д. В принципе эти свойства могут быть постигнуты не идеализированной физикоподобной наукой, а только историческим исследованием.

10. В исторической реальности нет равновесных и стационарных, неориентированных состояний. Все сложные системы всегда находятся в переходном состоянии.

11. По мнению Пригожина, мы можем ожидать больших флуктуации и повышенной нестабильности в человеческом обществе, потому что человечество, по-видимому, находится на стадии бифуркации.

12. Мы должны смотреть на перманентную неопределённость не как на препятствие на пути к познанию и знанию, а как на предоставившуюся возможность воображать, творить и понимать.

13. Представляется невозможным достичь успеха в применении принципов и методов всех точных наук (классических и неклассических) к эмпирическим социальным исследованиям. По крайней мере, одна из причин этого заключается в том, что люди обладают весьма различными характеристиками (что проявляется в свободе выбора) и поэтому не могут быть аналогичными элементам физико-математических и даже биологических систем.

14. Социальным наукам не следует ориентировать себя по образу и подобию точных наук (видящих свою цель в предсказании и объяснении феноменов), социальные науки должны заставить себя отказаться от амбиции давать точные среднесрочные и долгосрочные  предсказания, а зачастую не давать и точные краткосрочные предсказания.

15. Истинно социальные системы являются саморазвивающимися и самоорганизующимися, и поэтому их невозможно предсказывать, сконструировать, подвергать манипуляции, их в лучшем случае можно понять. «Мир таков, какой он есть вследствие всего, что предшествовало настоящему моменту».

16. Чтобы понять себя, наше общество и природу, мы должны научиться мыслить  по-аристотелевски: рассматривать мир как большой живой организм, куда принадлежат и люди. «Мы слишком быстро упускали из виду конечные причины. Аристотель был неглуп. Да, нам необходимо искать действующие причины, но также необходимо искать конечные причины. учёные обобщили тактику, полезную для освобождения себя от теологического и философского контроля, до уровня методологического императива, и это их обезоружило».

Лео Няпинен, Программа Ильи Пригожина перестройки традиционной физики и вытекающие из неё заключения для понимания социальных проблем, в Сб.: Синергетическая парадигма. Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания, М., «Прогресс-Традиция», 2004 г., с. 43-45.