Появление нового жанра - сетевой литературы по О.Б. Скородумовой [продолжение]

Начало »

 

Подводя итоги, можно сказать, что для искусства и литературы Интернет предоставил не только новые возможности для развития уже существующих жанров, но и создал предпосылки для возникновения новых интерактивных форм творчества. По мнению С. Корнеева (Корнеев С. http://www.litera.ru/slova/kornev/kornev.html) можно выделить целый ряд особенностей существования литературы в виртуальной среде:

- Интернет - весьма удобная с технической точки зрения среда, идеальная для публикации, распространения, обсуждения, коллективного создания текстов, - среда, куда рано или поздно переместится центр литературной жизни.

- С появлением Интернета существенно меняется судьба текста в обществе. Тот факт, что для публикации и сколь угодно широкого распространения текста не нужно посредничество печатного станка, не нужны деньги, власть, и т.п., не только перестраивает всю цепочку властно-коммерческих отношений, стоящих за литературой, но влияет на форму и содержание самих текстов.

- В Сети совсем по-иному смотрится фигура автора и привычные отношения между автором и читателем. Учитывая безграничные возможности мистификации и умножения «виртуальных личностей», «автор» в Интернете превращается чуть ли не в особый жанр литературного творчества. Кроме того, в Сети уменьшается, а иногда и вообще исчезает охранявшаяся книгопечатанием статусная дистанция между автором и читателем, что неминуемо сказывается на них обоих.

- Интернет даёт комфортные условия для расцвета ранее маргинальных жанров и типов литературного творчества. Он переставляет акцент с продукта на процесс творчества и в перспективе приводит к рождению принципиально новой фигуры - «активного читателя», давней мечты интеллектуалов XX века.

- Отменяя власть печатного станка, в том числе и в её позитивных, конструктивных аспектах, Интернет выступает как источник опасности, как носитель потенциально деструктивного начала, воплощением которого является интернетовский гипертекст. В гипертекстовой среде Интернета происходит частичная автодеконструкция любого текста.

- Интернет знаменует собой именно завершение постмодерна в литературе, а не просто воплощение его проектов в удобной для этого технической среде. Отменяя в литературе модерн, то есть вычищая из неё следы печатного станка и единого исторического времени, Интернет вместе с этим отменяет и постмодерн, как последнюю, завершающую фазу модерна. Интернет в концептуальном плане возвращает нас к премодернистской эпохе.

Соглашаясь с автором, в то же время стоит отметить, что при соответствующей культурной политике и создании условий для развития национальных форм творчества, Интернет способен дать новый импульс развитию традиционной культуры.

В заключение хотелось бы отметить, что феномен сетевой литературы стал значимой реальностью. В качестве критерия, позволяющего определить его как самостоятельное явление, в отличие от обычного литературного произведения, оцифрованного и представленного в сети, можно выделить:

- принципиальную интерактивность (существование только в рамках коммуникационного взаимодействия);

- сетевой «образ жизни» (невозможность существования вне сети);

- коллективный характер творчества (читатель одновременно является и автором);

- гипертекстовый характер взаимодействия в осуществлении творческого процесса.

Проявление особенностей русского культурно-исторического типа в Рунете выражается, прежде всего, в его литературоцентризме - книга, как в её традиционном варианте, так и новые сетевые литературные проекты, воспринимаются как значимое культурное явление, вызывающее оживленные дискуссии.

Негативной стороной почти сакрального отношения к книге является систематическое нарушение копирайта, бессознательная установка на то, что литературное произведение в силу своей значимости является своеобразной «коллективной собственностью», и, следовательно, должно быть доступно всем. Коллективные литературные игры позволяют в той или иной мере реализовать присущее русской культуре стремление к соборности, отличительной чертой которой является единство на основе реализации творческой индивидуальности».

Скородумова О.Б., «Сетевая литература» как феномен культуры,  в Сб.: Системные исследования культуры / Научный ред. В.С. Жидков, СПб, «Алетейя», 2006 г., с.255-256 и 258-259.