Вопросы / проблемы, поставленные постмодернизмом по Г.Л. Тульчинскому

«Начало нового тысячелетия осознает себя эпохой практики и экспериментов, когда плоды Просвещения, великих замыслов в науке и нравственности, политике и экономике, стали реальностью. И эта реальность выражается и осознаётся как кризис: экологии, демократии, нравственности, науки, искусства и т. д.

Такого острого напряжения между претензиями разума, науки, рациональности - с одной стороны, и срывами общественного сознания в иррациональную стихию насилия, мистицизма - с другой, человечество, пожалуй, ещё не знало. Одновременное тяготение к правовой организации общественной жизни и к «сильным личностям», научно обоснованным решениям и гороскопам - лишь внешнее проявление глубокого духовного стресса, переживаемого человеческой культурой. Ситуацию, на первый взгляд, обостряет и усугубляет опыт постмодернизма.

При всех различиях в тематике и стилистике философствования культовые философы постмодернизма, такие как Ж. Деррида, М. Фуко, Ж.-Ф. Лиотар сходятся в трёх основных тезисах.

Во-первых, люди не имеют доступа к реальности и, следовательно, средств для постижения истины не существует.

Во-вторых, реальность недоступна, потому что мы являемся пленниками языка, который придает форму нашим мыслям прежде, чем мы можем помыслить, и поэтому мы не можем выразить то, о чём мы думаем.

В-третьих, мы создаём реальность посредством языка, и поэтому природа реальности определяется теми, кто имеет власть формировать язык.

Философский постмодерн выражает болезненное, кризисное состояние современной философии на пути к её выздоровлению - возвращению к собственным истокам на новом витке.

Вся постмодернистская игра смыслов ведётся, по сути дела, во имя поисков новой целостности, новых аттракторов такой целостности.

В истории философии такие периоды поисковой игры, пробы сил разума случались ранее и неоднократно. Достаточно вспомнить античную софистику, средневековую схоластику, Просвещение, осуществлявших активный поиск истины, имеющей основание в языковых, внебытийных формах, когда языковые конструкции (парадоксы, дистинкции и прочие симулякры) приобретали большую реальность, чем сама реальность.

И всегда такой поиск предварял качественный рывок, прорыв человеческого опыта к новой философской целостности бытия. Так было в Античности, завершившейся встречей Афин и Иерусалима, так было в Возрождении, так было в пережитую нами эпоху Научно-Технического Прогресса, так, очевидно, будет и теперь.

Назрел новый сдвиг гуманитарной парадигмы - осмысление и обоснование новой парадигмы гуманитарной культуры, приходящей на смену постструктуралистско-деконструктивистскому подходу, являясь, одновременно, его развитием и преодолением.

Потребность в таком парадигмальном сдвиге вызревала по мере того, как, с одной стороны, критика деконструкции, исходившая из традиционных и сциентистских представлений, всё более явно обнаруживала своё теоретическое бессилие, а с другой - не менее явным становился и переходный характер деконструктивизма и постмодерна в целом. Главным вопросом становится не после чего они, а перед чем и в обоснование чего.

Развенчание логоцентризма в деконструкционизме фактически оказалось последней ступенью развоплощения логоса, который лишился своих характеристик телесности и присутствия, каковые придавались ему практикой голоса, звучащего слова, и перешел в область чистых отсрочек и нефизических отслеживаний в рамках письменной речи, окончательно разрывающей связи с означаемым и происхождением. Результатом деконструктивизма стала культура означающих, обращённых в замкнутую цепь самореференций. Критика логоцентризма обернулась его приумножением и факторизацией, логомахией, самодостаточностью отсылающих друг к другу означающих - апофеозом грамматоцентризма.

Выявился шок гуманитарной интеллигенции перед новой цивилизацией, требующей изменений в духовном опыте, мировоззрении, метафизике, нравственности, художественной, научной, политической практике. Постмодернизм оказался неконструктивным в том плане, что застыл в  стадии остранения (деконструкции) привычного. Но необходим следующий шаг - новая конструктивная работа с остранёнными смыслами…»

Тульчинский Г.Л., Метаязык культуры и проектное мышление,  в Сб.: Системные исследования культуры / Научный ред. В.С. Жидков, СПб, «Алетейя», 2006 г., с.280-281.