Авторская самодеятельная песня по воспоминаниям Юлия Кима

«В середине 50-х годов начался небывалый подъём, я бы даже сказал, произошёл взрыв художественной самодеятельности во всех областях искусства, особенно в песенной, стихотворной, театральной и живописной. Разом появилось множество изо- и теастудий, клубов интересных встреч, устных журналов и лит-объединений. Из туристских походов без новых песен не возвращались. Немыслимые подвалы и чердаки оборудовались под мастерские. Капустники цвели махровым цветом и породили КВН (вечная ему память).

Вдруг всем захотелось сочинять, представлять и выставляться.

Следует отметить, что профессиональное художественное производство также потряслось. Заметим также и то, что многие авторы, вознесённые самодеятельным взрывом в той или иной степени, рано или поздно превратились в профессионалов.

Так что вернее будет выразиться: в середине 50-х годов произошёл повсеместный взрыв художественной деятельности.

Я думаю, что причина этого связана с важными переменами в общественной жизни страны, в результате которых духовный мир нашей интеллигенции существенно обновился. Обновились мысли, юмор, лексика, переоценились некоторые ценности, и возникли новые потребности. Появился новый тип интеллигента - со своими проблемами и темами, и этому типу надлежало выразиться в искусстве, а так как профессиональные мастера не успевали, то он и взялся за дело сам.

Облик нового интеллигента в художественном творчестве, как в самодеятельном, так и в профессиональном, - тема трудная, предмет научного анализа, никак не меньше. Скажу лишь о самодеятельной песне, да и то чрезвычайно поверхностно, а значит, и безответственно, что весьма облегчает задачу. 

Самодеятельная песня (далее - с-песня), в том смысле, в каком этот термин употребляется в КСП, - это песня, которую сочиняет, исполняет и охотно слушает наш учащийся и трудящийся интеллигент. Ему претит наша массовая эстрадная песня, она не созвучна его внутреннему миру. По его мнению, эстрадный ширпотреб (далее - э-песня) созвучен только внутреннему миру мещанина. Сравним.

Э-песня пишется, как правило, для микрофонного исполнения в сопровождении э-оркестра или э-ансамбля.

С-песня, как правило, подразумевает исполнение под гитару.

Э-песня обращена «ко всем сидящим в этом зале» с приглашением единодушно присоединиться. С-песня адресуется к каждому «сидящему в этом зале» (или: в этой комнате, у этого костра, в этой электричке) как к единомышленнику. Впрочем, не хочешь - не присоединяйся.

Э-песня сочиняется для всего Советского Союза.

С-песня создаётся в данном кругу данного вуза или НИИ для этого именно круга или для совокупности подобных кругов.

Для э-песни музыка главнее слов. Для с-песни - напротив.

В своих ритмах, мелодиях и манере исполнения современная э-песня подражает дикому Западу. Музыкальное происхождение с-песни - отечественное (имею в виду не столько русское, сколько российское).

Патетика э-песни откровенна и не знает преград. С-песня боится откровенной патетики как огня, предпочитает выражать её сдержанно и выпускает её на простор крайне редко. Классический образец патетической с-песни - «Над Канадой небо сине».

Юмор э-песни ориентирован на расхожие э-штампы.

Юмор с-песни воспитан на высоких литературных образцах, хотя и не часто достигает их уровня. Вообще стихию с-песни отличает родовой признак интеллектуального духа - ирония. И - реже - самоирония. Если предположить, что количество э-песен равно количеству с-песен, то заведомо можно утверждать, что с-песня куда разнообразнее и богаче в тематике, проблематике и уж, конечно, в своих сюжетах:

как я был на плато Расвумчорр,
как я ехал на поезде в тайгу за туманом,
как я искал грибы, как я отдал любимой ключи от квартиры, а она меня разлюбила, и вот я один над Невой,
как мы ехали в электричке поздно вечером зимой из Москвы в Петушки, и т.д.

Поэтому с-песня, как правило, всегда достоверна, что, как правило, внушает безусловное доверие к её истинности и искренности.

А хорошая э-песня бывает? Разумеется.

Но хорошую э-песню как раз и отличают главные признаки с-песни: сдержанность пафоса, искренность лирики, изящество юмора и наличие иронии и самоиронии.

А какие главные недостатки встречаются у с-песни?

Невысокое качество стиха и невыразительность мелодии. Однако и то и другое зачастую компенсируется подкупающей искренностью интонации. (Вообще вопрос о взаимоотношениях интонаций стиха, музыки и исполнения - вопрос чрезвычайно увлекательный, но для меня непосильный. Тут речь должна, видимо, идти о культуре слуха и духа. Вот я слышал, как Окуджаву поют под оркестр и как его поют под гитару, но все это было лишено того непередаваемого очарования, какое мы испытываем, когда слушаем самого Окуджаву, который на гитаре играть в сущности не умеет. Однако теоретически я не исключаю возможность исполнить Окуджаву лучше Окуджавы или сравнимо.)

Наши э-звёзды своей интонацией, за редким исключением, не обладают. А французские - обладают. (За редким исключением.)

Иные апологеты с-песни склонны рассматривать её как особенную область песнетворчества, которую можно со-, а то и противо- поставлять песне профессиональной (стало быть - п-песне), т.е. написанной профессиональным поэтом и композитором. Я с этим не согласен. Лучшие образцы с-песен стоят в одном ряду с лучшими образцами п-песен, как произведения искусства, критерии которого едины для всех. Понятно, что п-авторы, зарабатывающие песнями на жизнь, поставлены в иные условия, чем с-авторы, не обременённые необходимостью заключать на песни договор и браниться с редакторами. Но творческий процесс у добросовестного п-автора - тот же, что и у добросовестного с-автора. Хотя бессовестных авторов среди п-авторов больше, чем среди их с-коллег.

Заметим, однако, следующее.

В 60-70-е годы возникла, проникла и завоевала значительную часть публики, в том числе и образованной, - бит-песня (не расшифровываю термин в надежде, что и так понятно). Причём она породила, и в немалых масштабах, с-бит-песню».  

Ким Ю.Ч.,  Плюсы и... минусы / Сочинения: Песни. Стихи. Пьесы, Стати и очерки, М., «Локил», 2000 г., с. 377-379.