Отсутствие методики работы актера, режиссёра как стимул для творчества К.С. Станиславского

«Если бы К.С. Алексеев (Станиславский) просто «вырос» из актёра «в режиссёры», скорее всего, не было бы в русском театре ни метода физических действий, ни известной в мировом театре его «системы» творчества актёра.

Открывал и создавал их человек влюблённый в актёрское искусство, артист - «любитель», «дилетант». Так в XIX веке в России называли исполнителей «самодеятельного» любительского театра.

Мечты о режиссуре у К.С. Алексеева не было никогда. Но собственно сам режиссёрский театр в России появляется благодаря гениальности этого артиста-«дилетанта».

Поначалу К.С. Алексеев усиленно и добросовестно отрабатывает свои роли в самодеятельных коллективах с партнёрами по сцене, такими же «любителями», как и он сам. Постановочные проблемы решаются попутно и служат лишь для реализации личных артистических задач Алексеева в «обстановке спектакля». От естественного желания повысить уровень своего исполнительского мастерства Константин приходит к выводу о необходимости повышения общей постановочной и художественной культуры всех исполнителей самодеятельных спектаклей. В дальнейшем он понимает, что все эти устремления тесно взаимосвязаны и не могут осуществляться отдельно.

«Имея примером перед собой лучшие образцы», Алексеев стыдился низкого этического, «дилетантского» подхода к искусству. Даже как «любитель» он брал на себя повышенную ответственность за качество своего выхода на сцену. Именно здесь кроются истоки завета Станиславского: «без этического нет эстетического». Здесь впервые явился он «невольником чести», добровольно возлагая на себя нелёгкий труд подготовки спектакля с непрофессиональными артистами. Придирчиво работая с партнёрами по любительским спектаклям, он искал для них и для себя художественно приемлемое сценическое пространство, необходимые для выразительности образа детали костюма и «обстановки», толковал вместе с ними верное понимание роли.

Режиссура не была для Константина Алексеева самоцелью. Его первые режиссёрские опыты стали способом создания необходимой сценической реальности для находящегося в образе актёра. У молодого исполнителя Алексеева уже тогда сложилось интуитивное понимание феномена художественной целостности спектакля, в которой всё преломляется через призму органической психологии актёра в обстоятельствах его роли.

М.Н. Строева пишет: «Его первые режиссёрские идеи были прямым продолжением идей актёрских». […]

В сентябре 1885 года Константин Алексеев поступает на курсы драматического искусства при Московском театральном училище, которые покидает уже через три недели. Причины были разные: занятость на фабрике у отца, невольные опоздания и неявка на репетиции, колкости товарищей-«разночинцев» насчёт поблажек светскому молодому человеку со светскими и театральными связями. То есть, причины явно неубедительные.

Главная же причина была в том, что учили там по принципу «делай как я», то есть тому, «как надо играть» ту или иную роль, вместо того, чтобы учить «искусству»

Станиславский К.С., Моя жизнь в искусстве / Собрание сочинений в 8-ми томах,  Том 1, М., «Искусство», 1954 г., с. 70.

Станиславский был разочарован программой обучения, хотя управляющей «классами» была выдающаяся артистка Малого театра Г.Н. Федотова, а педагогом артист того же театра О. А. Правдин. В книге «Моя жизнь в искусстве» Станиславский вспоминает о проведённых в училище неделях:

«Нам говорили очень образно и талантливо, какой должна быть роль в пьесе, т. е. о конечных результатах творчества, но как сделать, чтобы этого добиться, каким творческим путём и методом подходить к этому желаемому результату об этом умалчивали. Нас учили играть вообще или в частности данную роль, но нас не учили нашему искусству. Была беспочвенность и бессистемность. Практические приёмы не проверялись научным исследованием. Я чувствовал себя тестом, из которого пекут булку определённого вкуса и вида».

Станиславский К.С., Моя жизнь в искусстве / Собрание сочинений в 8-ми томах,  Том 1, М., «Искусство», 1954 г., с. 72.

Так или иначе, но Станиславский не посчитал для себя полезными занятия в театральном классе. Он решает продолжить самостоятельную работу над собой в любительских спектаклях…»

Яркова Е.Н., Формирование метода и системы в творчестве К.С. Станиславского, Барнаул, «Агаки», 2011 г., с. 27-28 и 33-34.