Вождь и необходимые ему качества по Альфреду Адлеру

«Если жизненные цели какого-либо человека полностью или почти полностью совпадают с направлением движения массы, если в нём воплощается порыв масс, если в его голосе или в его руках могут найти своё выражение глухие и темные устремления его народа, это значит, что он избран быть вождём.

Исток всех великих достижений человечества - в общественной гениальности индивидов.

Вопросы, общие для целого поколения, отчетливо требуют ответа и находят его в одном человеке. В нем с большей отчётливостью и интенсивностью, чем в других, реализуется борьба человечества за спасение. Эта борьба составляет ядро его существа, и поэтому для него неприемлемы привычные, унаследованные формы жизни. Они ему тесны, и он стремится их взорвать. Путь к примирению с бытием лежит для него через преобразование.

Но успеха он может достичь лишь тогда, когда его стремление совпадает с массовым течением, когда его движение вперёд и вверх служит коллективу. Граница могущества вождей, «великих людей» очерчена коллективами, готовыми стать под их знамена. Каким личным требованиям должен удовлетворять такой вождь?

Во-первых, и прежде всего он должен обладать сильно развитым чувством общности. Столь же необходимы оптимизм и уверенность в своих силах. Вождь должен обладать способностью быстро действовать; ему не позволительно быть мечтателем или созерцательной натурой; столь же важны для него умение легко входить в контакт с людьми и достаточный такт для того, чтобы прийти к согласию с другими. Что же касается его подготовки и образования, то они несомненно должны быть выше среднего. Одним словом, это должен быть настоящий человек, обладающий мужеством и умением.

Он - воплощение действительности, о которой мечтают другие люди.

Все эти требования - результат воспитания дома, в школе и в жизненной среде. В настоящее время в воспитании детей имеется ряд существенных промахов. Индивидуальная психология как раз и указывает на эти промахи и ставит задачу улучшения подготовки к жизненной борьбе. Для воспитания как нормальных, так и трудных или нервозных детей ею предлагаются меры, которые способствуют укреплению чувства общности, противодействуют чувству неполноценности и превращают последнее в источник прилежания и усердия, что в целом ведёт к воспитанию мужества и укреплению тела и духа.

Может ли индивидуальная психология из каждого ребёнка сделать вождя? Разумеется, нет. Не говоря уже о всяких иных точках зрения, мы отнюдь не претендуем на обладание непогрешимой техникой воспитания. Но мы настаиваем на том, что способны увеличить число тех, кто подходит для роли вождя, способны лучше подготовить людей к жизненным баталиям и воспрепятствовать ухудшению человеческого материала, что неизбежно умаляет всякие достижения».

Альфред Адлер, Спасение человечества с помощью психологии, в Сб.: Зарубежный психоанализ, СПб, «Питер», 2001 г., с. 160-161.