Происхождение предания о девяти музах в интерпретации Блаженного Августина

«27. Не нужно слушать вздорные россказни языческих суеверий, в которых выдумано, что девять муз - это дочери Юпитера и Мемории.

Их уже изобличил Варрон, - не знаю, может ли кто у них быть ученее или пытливее его в таких вещах.

Ибо он говорит, что один город (не знаю какой, ибо я вспоминаю не об имени) нанял трёх художников сделать по три изображения (simulacrum) муз для посвящения в храме Аполлона, а чтобы каждый из художников изваял нечто прекраснейшее, обязался приобрести избранное им с величайшей готовностью.

Итак, случилось, что те художники создали свои произведения одинаково прекрасными и городу понравились все девять, и все были куплены, чтобы быть освящёнными в храме Аполлона.

Впоследствии поэт Гесиод дал им имена. Следовательно, не Юпитер родил девять муз, а три мастера, каждый по три, создали их. Тот город оценил троих не потому, что видел музы во сне или что они кому-то привиделись столь многочисленными, но потому, что легко было заметить: всякий звук (а это и есть материя песен) тройственен по природе.

В самом деле, он издаётся или голосом, как это свойственно тем, кто поёт горлом, без музыкального инструмента, или посредством дуновения, как при игре на трубах и флейтах, или с помощью удара, как при игре на кифарах, тимпанах и на каких-либо других инструментах, которые от удара звонко звучат».

Аврелий Августин, Происхождение предания о девяти музах /О христианском учении, в Сб.: Антология средневековой мысли(Теология и философия европейского Средневековья) в 2-х томах, Том 1, СПб, «Русский Христианский гуманитарный институт», с. 81-82.

 

Девять древнегреческих муз