Изменение мировоззрения / точки зрения в зависимости от рода деятельности по А.И. Стронину

«33. Логология. Образы мыслей, в последней инстанции, зависят от точек зрения.

Что обычнее, как не упрёки за перемену воззрений с переменою положения, а между тем, это такая же необходимость, как перемена кругозора с переменою точки наблюдений и места наблюдателя.

Верность своим убеждениям бывает только до тех пор, пока точка зрения удерживается, пока ничто ни извне, ни из внутри не перемещается.

Так, например, если человек всю жизнь свою остаётся в одной и той же профессии, например, писателя, если он постоянно пишет среди одного и того же настроения общественного, если он за своё писание получает постоянно одни и те же выгоды и невыгоды, если же ни чтение его, ни его сношения и отношения не противодействуют учению и отношениям происшедшему, тогда он обыкновенно остётся верен себе; но чуть что-нибудь переменилось, перемена, хоть бы и нечувствительная, тотчас же последует и в образе мыслей.

Если же перемена крута, если писатель стал вдруг министром, императором, перемена образа мыслей стала роковой, неодолимой.

Иначе быть не может.

Как писатель, он принадлежал, например, известной партии, был, положим, главою её, от неё  он заимствовал всю свою, вращаясь в ней одной, он не мог выйти из её кругозора; но вот он стал правителем, положение же ставит его вне партии и выше неё, он заимствует свою силу теперь не от той или другой партии, а от всех, для него равны теперь интересы их всех, он видит теперь то, чего прежде не видел, он смотрит теперь с места, с которого прежде не смотрел, - и вот и всё мировоззрение его мгновенно переиначилось.

Нелепо было бы считать это слабостью человеческой природы, потому что здесь вся ее сила; в этой соответственности зрения месту, пункту, положению залог всесторонности, многообразия и всевидения; если бы все люди имели бы одни и те же понятия и каждый никогда не переменял их, то эта твёрдость убеждений равна была бы окаменелости и неподвижности умов».

Стронин А.И., Теория личности (по материалам рукописи), М., «Инфра-М», 2012 г., с. 21-22.