Слабость моделей, предложенных гуманистами по оценке Чарльза Пирса

«18. Гуманисты были слабыми мыслителями.

Некоторые из них, без сомнения, были способны приобрести навык в добротном логическом рассуждении, но они не придавали слишком большого значения серьёзному упражнению в нем.

Вся их энергия уходила на упражнения в классических языках и совершенствование стиля выражения. В поисках собственной философии они обратились к древним, и в основном их внимание сосредоточилось на трёх самых простых учениях: эпикуреизме, стоицизме и скептицизме.

Эпикуреизм представлял собой доктрину, которая очень похожа на учение Джона Стюарта Миля. Эпикурейцы были единственной из поздних античных школ, которая доверяла индуктивному способу логического рассуждения, основание коего, как они полагали, заключено в единообразии природы, хотя они считали при этом таковое единообразие состоящим в характерах, отличавшихся от тех, которые выделял Милль. Как и Милль, эпикурейцы были крайними номиналистами.

Стоики придерживались самого плоского материализма, в котором с тех пор уже ни у кого более не возникала нужда, поскольку новое открытие монизма прекрасно позволяет человеку быть материалистом по существу и настолько идеалистом, насколько ему этого хочется на словах. Конечно, стоики не могли быть номиналистами. Они не искали опоры в индуктивном методе, но, напротив, полагали его очевидной ошибкой. Скептики Ренессанса в чем-то были похожи на агностиков того поколения, которое теперь уходит в прошлое, разве что первые продвинулись «в своих убеждениях» заметно далее.

Наши агностики удовольствовались объявлением всего, что выходит за рамки обычных обобщений опыта, непознаваемым, в то время как скептики полагали невозможным любое научное знание какого угодно рода...»

Чарльз Пирс, Принципы философии, Том 1, СПб, «Санкт-Петербургское философское общество», 2001 г., с. 45-46.

 

Замечу, что современным языком, изложенное выше можно сформулировать кратко: гуманисты, увы,  не смогли создать моделей принятия решений и, как это обычно бывает в отсутствии значимых творческих результатов, стали прибегать к явно устаревшим положениям классиков…