О спиритическом вызове духов великих людей по оценке Д.С. Лихачёва

«Можно ли выскочить из своей эпохи в своем мировоззрении?
Конечно - нет. Всякая попытка вернуться в какое-либо столетие или перескочить далеко вперёд - в будущее - невозможна.

Человек живет в своей эпохе, в свои годы, и только в свои. Но это не означает, что он должен слепо следовать за эпохой, за господствующим мировоззрением. Человек обладает свободной волей и обязан выбирать, обязан создавать новое. Он - творческое существо.

Если он перестаёт быть творческим существом и быть устремлённым в будущее (своё и своей страны), он перестает быть Человеком.

В жизни надо уметь парить над эпохой и в эпохе, выбирая те воздушные течения, которые идут снизу вверх, или, в какие-то моменты, скользить по воздуху, не падая.

Утешают: переселение душ! Но какое может быть утешение, когда душа переселяется одна, в чужую семью, в другой быт, а с детства ничего не помнит из прежней жизни (если бы даже могла) и кричит только: «Уа, уа!!».

Вызывают духов, занимаясь столоверчением. Покойники, даже самые знаменитейшие  и, говорят вызвавшим их людям вполне на их уровне: ничего интересного, невероятного, никаких гениальных советов, наставлений, указаний, кроме банальнейших. (Если вызванные духи великих людей столь примитивны, то простейшая гипотеза объясняющая это - интеллектуальный уровень занимающихся спиритическими сеансами - Прим. И.Л. Викентьева).

А вместе с тем что-то же должно остаться?

Закон сохранения энергии касается же энергии душевной и духовной. Но эта энергия всё же недолго имеет личностную форму.

Если человек ни о ком и ни о чем не заботится, его жизнь тоже «бездуховна». Ему нужно страдать от чего-то, о чём-то думать. Даже в любви должна быть доля неудовлетворённости («не всё сделал, что мог»). […]

Жизнь человека - это не отдельные события, связывающиеся в незакономерную последовательность, а своего рода организм, «биографическое целое».

Поступки и события - только звенья цепи, имеющей свою форму, свою одухотворённость и свою индивидуальность. Существует индивидуальность - как человек, и есть индивидуальность - как его жизнь. Последняя зависит от первой, но обе законченные целостности.

И человек должен это знать, а не жаловаться («не повезло в жизни»).

Лихачёв Д.С., Заметки и наблюдения: из записных книжек разных лет, Л., «Советский писатель», 1989 г., с. 470-472.