Типы изобретений по Максу Эйту

Макс Эйт, выступая перед Торгово-географическим союзом в Штутгарте, подчеркнул, что две компоненты необходимы для действительного изобретения: творческая мысль («божественное озарение») и его практическое осуществление с учетом экономических отношений.

Точное знание и теория, по Максу Эйту, - необходимые основания для продуктивного изобретения.

Однако открытия в области науки – по его оценке - не считаются изобретениями, так как они познают уже существующее, не творят ничего нового. Они приводят к приросту знания, а не умения. Это, конечно, не значит, что открытия не могут быть основой для изобретения.

Более того, раньше эти две способности объединялись в одном лице, теперь же наблюдается разделение труда. Фантастические построения также не изобретения. Что же тогда изобретение?

По Максу Эйту, собственно работа изобретателя заключается в материализации мыслей.

М. Эйт рассматривает три основных этапа становления изобретения. Сначала возникает творческая мысль - техническая идея. Поэтому изобретатель - «ремесленник духа». Это - первый акт изобретения. Второй акт - собственно работа изобретателя - осуществление данной мысли. Наконец, последний, третий, акт изобретения состоит в том, чтобы заставить мир использовать изобретение. Именно тогда он становится техником, борющимся против нежелающего принять изобретение мира. «Не нужда заставляет быть изобретательным, - подчеркивает Эйт, - а изобретения должны преодолеть сопротивление мира».

Далее Эйт различает четыре типа изобретений:

1) при которых новые средства используются для достижения новой цели;

2) при которых до сих пор недостижимая цель достигается с помощью известных средств;

3) при которых с помощью нового средства получаются известные результаты;

4) при которых уже известное средство или орудие впервые применяется для известной цели».

Euth Max,. Zur Philosophie der Erfinders // Lebendige Krafte. Sieben Vortrage aus dem Gebiete der Technik. Berlin: Verlag von Julius Springer, 1924, S. 232-233.