Задачи философии техники по П.К. Энгельмейеру

П.К. Энгельмейер следующим образом сформулировал задачи философии техники:

«1. Археологи давно уже подразделяют доисторические времена на века каменный, бронзовый и железный, признавая тем самым важность технического фактора культуры. Сделали они это, так сказать, бессознательно. Надо сознательно поставить вопрос о культурной роли техники.

2. Историки приурочивают эпоху Возрождения к изобретению пороха, компаса и книгопечатания, но при этом говорят только о возрождении наук и искусств, забывая технику. Надо проследить исторически роль техники в умственном подъёме эпохи Возрождения.

3. При этом выясняется, что техника есть своего рода искусство, созидающее вещи полезные, рядом с художеством, созидающим вещи красивые. Надо выяснить соотношение техники и искусства.

4. В течение прошлого века выяснилось с полною очевидностью, что если вся техника основана на науке, то и наука, основанная на опыте и наблюдении, тем самым оказывается основанною на технике. Надо выяснить соотношение между техникой и наукой.

5. Оглянувшись вокруг себя, мы увидим, что проводим жизнь в той искусственной обстановке, которая создана техникой. Надо выяснить роль техники как созидательницы культурной жизни.

6. При этом оказывается, что вся жизнь техника пропитана творчеством. А ведь философы её до сих пор отождествляют с ремеслом, а потому отрицают в технике творчество. Делается это по незнанию. Надо объяснить философам, в чём состоит труд техника.

7. Попутно придётся установить в философии новую категорию, а именно рядом с категориями истины, добра и красоты установить категорию пользы. Надо это сделать, конечно, в философских терминах.

8. Надо разъяснить психологам, тоже в их терминах, механизм технического творчества.

9. При этом создаётся единая теория человеческого творчества, которая даст попутно и теорию воли. Надо такую теорию подготовить.

10. Болонский конгресс ясно показал, что философии наскучило только разрабатывать отвлечённое умозрение. В среде философов настойчиво раздается призыв к изучению живой жизни (например, прагматизм, Бергсонианство). Но современная жизнь насквозь «технична», а потому философы идут навстречу философии техники. Надо нам тоже идти им навстречу.

11. Со времён Ф. Бэкона учёные смешивают науку с техникой, когда говорят, будто назначение науки состоит в том, чтобы расширять нашу власть над природой. Надо вскрыть и исправить эту ошибку.

12. Сословие инженеров, насчитывающее едва 100 лет жизни, уже занимает руководящее положение в современном государстве: инженеры занимают не только министерские, но и президентские кресла. Надо выяснить вопрос о сословии инженеров как со специальной, так и с общей стороны. Сюда же относится вопрос о профессиональной этике.

13. Техническая школа за одно столетие догнала университет по научной постановке образования. Между этими двумя школами, однако, проявилось трение. Надо отвести каждой своё место.

14. Воздухоплавание готовит глубокий переворот в международном праве. Надо к нему приготовиться с технической стороны.

15. Юристы всё ещё не прониклись технической точкой зрения, как то обнаруживается в законодательствах по привилегиям на изобретения и в таких процессах (например, воровство электрической энергии), которые вращаются на специфически технических понятиях. Надо  популяризировать основные понятия техники.

16. Инженеры часто и справедливо жалуются на то, что другие сферы не хотят признавать за ними то важное значение, которое должно по праву принадлежать инженеру. Надо раскрыть глаза посторонним профессиям на то значение, которое принадлежит инженеру. Но если он сам за это не примется, то другие и подавно этого не сделают.

17. Но готовы ли сами инженеры для такой работы? Ридлер, Камерер, Матчосс и другие находят, что инженеры по недостатку общего умственного развития сами первые ничего не знают и знать не хотят о культурном значении своей профессии и считают за бесполезную трату времени рассуждения об этих вещах, тем самым как бы подтверждая нелестное мнение других сословий об умственной культуре инженеров. Поэтому в Германии за последние годы в высших технических школах значительно усилено общее умственное развитие учащихся сообразно с требованием, чтобы современный инженер имел обширный умственный горизонт. Отсюда возникает задача перед самими инженерами: внутри собственной среды повысить умственное развитие и проникнуться на основании исторических и социологических данных всею важностью своей профессии в современном государстве.

Многие пункты этой программы не потеряли своего значения до сих пор...»

Горохов В.Г., Техника и культура: возникновение философии техники и теории технического творчества в России и Германии в конце XIX – начале XX cтолетия, М., «Логос», 2010 г., с. 170-172.