Креативность по Якобу Морено

«Креативность всегда отчётливо проявляется там, где спонтанность и действие базируются на уже имеющихся или вновь рождающихся принципах формирования. Важным примером является биологическое размножение. Спонтанно образовавшаяся комбинация генов в родительских половых клетках, слившихся при оплодотворении в одну клетку, становится главным формирующим принципом креативного - то есть релевантного данной форме или информационной системе - развития нового живого существа.

Если Морено рассматривает спонтанность в качестве «архикатализатора», то в креативности он видит «формирующую субстанцию», в креативном мировом процессе - причину и цель космического бытия.

По мнению Морено, причина нашего духовного кризиса, возможно, состоит в том, что мы веками принимали в расчёт Бога лишь после седьмого дня сотворения мира, так сказать, «Бога в его обустроенной форме», упустив из виду Создателя в его неисчерпаемой креативности.

Об этом творческом статусе Бога Морено пишет: «Как бы парадоксально это ни звучало, но статус Бога гораздо более близок человечеству, подобно тому как мать ближе своему ребёнку во время беременности, чем после отделения от него, потому что он не совершенное и недостижимое существо, которое мы себе представляли, а растущее, бродящее, активно формирующееся и, будучи несовершенным, стремящееся к совершенству и завершённости. Это и есть творческий мировой процесс, в который все мы включены.

Какое же отношение, однако, имеет к креативности психодрама? Морено разрабатывал её прежде всего в качестве терапевтического средства для излечения неврозов креативности, то есть состояний, которые уже не позволяют человеку рационально-любовно и творчески относиться к окружающим его или имманентно присущим ему связям с бытием и вызывают у него стагнацию.

Поэтому с самого начала лечения психодраматический метод направлен на повышение релевантной действительности активности пациента. Он нацелен на мобилизацию его спонтанности.

Благодаря концентрированным интеракциям и обмену ролями он позволяет исполнителю роли постоянно расширять когнитивно-эмоциональное восприятие своих непосредственно важных жизненных связей. В результате появляются новые знания и представления, к которым впредь он может относиться творчески, сообразно со своим предыдущим развитием».

Грета Лейтц, Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено, М., «Прогресс»; «Универс», 1994 г., с. 116-117.