Патент на изобретение, как право на монополию и способ борьбы с конкурентами

«В 1906 году юрист Эдвин Приндл опубликовал в журнале Engineering серию статей, объясняющих предпринимателям, как с помощью патентов можно управлять торговлей.

«Патенты - лучший и самый эффективный способ борьбы с конкурентами, - писал он. - Иногда они дают возможность полностью контролировать рынок, позволяя владельцу устанавливать цену на товар независимо от его себестоимости... Патенты - единственная законная форма абсолютной монополии».

Патентные поверенные рекомендовали получать «патенты на усовершенствование», увеличивающие срок действия патента (в США он был равен 17 годам) практически до бесконечности. Сначала нужно было завладеть базовым патентом на перспективную инновацию, а для этого лучше всего купить патент у изобретателя и организовать трест.

Если базового патента вовсе не существовало, трест мог скупить все малые патенты в нужной области. Затем работающие на компанию изобретатели раз в один-два года слегка модернизировали бы изобретение, получая патент на усовершенствование и вновь запуская часы, отсчитывающие следующие 17 лет.

Юристы советовали нанимать побольше изобретателей, чтобы окружить базовый патент стеной патентов на усовершенствование и таким образом защитить инновацию от конкурентов.

Естественно, контракты сотрудников-изобретателей должны были учитывать их отказ от частного права на изобретение. Хоть такая практика и не соответствовала принципам Джефферсона, формально ничего не нарушалось: закон не запрещал изобретателю передавать кому-либо права на изобретение, ставшее его частной собственностью.

Первые корпорации часто создавали на базе одного-единственного патента.

Так Western Union вырос из патента Сэмюэла Морзе на телеграф, International Harvester - из патента Сайруса Маккормика на жатвенную машину, General Electric - из патента Эдисона на электрическую лампочку, a AT&Т - из патента Белла на телефон.

Независимым изобретателям стало сложно конкурировать с теми, кого наняли корпорации.  Многие одиночки начали сами искать работу в исследовательских центрах больших компаний, жертвуя шансом резко разбогатеть ради стабильной зарплаты».

Джон Сибрук, Вспышка гения и другие правдивые истории изобретения, М., «Юнайтед Пресс», 2011 г., с. 42.

 

Наши правила обсуждения видео на YouTube