Инволюция в духовной культуре по В.П. Даниленко

«Каждый школьник нам скажет, что такое эволюция, но далеко не каждый ответит на вопрос о том, что такое инволюция. Слово «эволюция» восходит к латинскому evolutio «развёртываю», а антонимом к нему является involutio «свёртываю». Эволюция - это движение вперёд, от простого - к сложному, от хаоса - к порядку, от дисгармонии - к гармонии, а инволюция - это обратное движение.

На уровне основных категорий духовной культуры - религии, науки, искусства, нравственности, политики и языка - инволюционное движение выглядит как следующая цепочка переходов: бог  —> дьявол, истина —> ложь, прекрасное —> безобразное, добро —> зло, справедливость —> несправедливость, единение —> разобщённость, тогда как эволюционное движение предполагает обратные переходы.

Эволюция есть развитие, а инволюция - его противоположность. В образном смысле эволюцию можно уподобить развёртывающемуся свитку, а инволюцию - свёртывающемуся. Можно прибегнуть и к более яркому сравнению: эволюцию можно уподобить расцветающему цветку, а инволюцию - увядающему. Но можно обойтись и без сравнений. Движение от обезьяны к человеку (гоминизация) - пример эволюции, а обратное движение (анимализация) - пример инволюции. […]

Об эволюции написаны горы книг и статей, чего не скажешь об инволюции. Яндекс, например, чаще находит инволюцию послеродовую, чем универсальную. Вот и выходит, что к инволюции у нас, может быть, больше вопросов, чем к эволюции. Почему, например, наряду со здоровыми особями рождаются уроды? Почему сходят с ума?

Почему в культурогенез сплошь и рядом врывается антикультура? Почему рядом с Богом, например, уживается Сатана? А может быть, есть религии без дьявольских сил? Почему науку подпирает лженаука? Почему на полках магазинов могут рядом оказаться Фёдор Достоевский и Владимир Сорокин? Почему же в этом мире рядом с добром уживается зло? Почему эволюции не бывает без инволюции? А нет ли ситуаций, в которых последняя стимулирует первую, когда инволюция диалектически переходит в эволюцию? Располагаем ли мы точными критериями, с помощью которых мы можем увидеть в том или ином явлении, с одной стороны, эволюцию, а с другой, инволюцию? Иначе говоря, легко ли эволюцию отличить от инволюции? Как, например, нам оценивать с данной точки зрения современную глобализацию? Чего в ней больше - эволюции или инволюции?

Если мы признаём в ней закономерный этап в развитии человеческого общества, то стоит ли ей препятствовать? Ведь это будет значить, что мы препятствуем эволюции? А если мы поставим на место глобализации, например, клонирование, то и к нему подходят те же вопросы. Чего в нём больше - добра или зла, прогресса или регресса, эволюции или инволюции? Я думаю, что уже и этих вопросов достаточно, чтобы убедиться в сложности проблем, стоящих перед человеком, пытающимся понять, что же такое инволюция и какова её роль в отношении к эволюции.

Предмет нашего исследования - инволюция в духовной культуре. Но отсюда не следует, что за пределами нашего внимания полностью останется инволюция в природе. Жан-Батист Ламарк и Чарлз Дарвин дали нам бесценный образец эволюционистского мышления в биологии. Было бы непростительно отказаться от него в культурологии. С другой стороны, Чезаре Ламброзо и Макс Нордау заложили основы инволюционной психологии своим учением о психическом вырождении».

Даниленко В.П., Инволюция в духовной культуре: Ящик Пандоры, М., «Красанд», 2012 г., с. 9 и 13-14.