Пророк – как обладатель личной харизмы по Максу Веберу

«Не каждый антропоморфный бог является обожествлённым  носителем внешнего или внутреннего спасения, и уж, конечно, не каждый  приносит спасение, становится Богом или Спасителем, как ни распространено  это явление.

Под «пророком» мы будем понимать обладателя личной харизмы, возвещающего в  силу своей миссии религиозное учение или волю Бога.

При этом мы не станем проводить резкое различие между пророком, возвещающим действительно или предположительно данное ранее откровение, и пророком, притязающим на то, что он приносит в мир совершенно новое откровение, следовательно, между тем, кто  восстанавливает религию, и тем, кто основывает её.

Эти два типа пророчества  могут переходить друг в друга; к тому же от намерения пророка обычно не  зависит, возникнет ли на основе его учения новая община, поводом для этого  могут служить и учения реформаторов, не являющихся пророками. Мы не будем  также уделять внимание тому обстоятельству, привлекает ли сторонников  возвещаемого учения личность пророка, например, Заратустры, ИисусаМухаммеда, или учение как таковое, например учение Будды и израильских  пророков.

Для нас решающим является «личное» призвание.

Именно оно отличает пророка от священнослужителя. Прежде всего потому, что авторитет  священнослужителя основан на священной традиции, напротив, пророк притязает  на этот авторитет в силу личного откровения или своей харизмы.

Не случайно,  в подавляющем большинстве случаев пророки выходят не из среды  священнослужителей Учители спасения в Индии, как правило, - не брахманы, в  Израиле - не священники; лишь Заратустра вышел, быть может, из высших  иерархических слоёв. Священнослужители, в отличие от пророков, даруют спасение в силу своей должности.

Правда, сама эта должность может быть связана с личной харизмой, но и в этом случае священнослужитель в качестве члена объединенного предприятия по дарованию спасения легитимирован своей должностью, тогда как пророк, подобно харизматическому колдуну, действует только в силу личного дарования.

От колдуна его отличает то, что он возвещает откровение  определённого содержания, причем сущность его миссии составляет не магия, а  учение или заповедь. Во внешних проявлениях здесь нет четких границ. Колдун  очень часто лишь толкует предзнаменования, и не более того. На этой стадии  откровение выступает в форме возвещения оракула или явления во сне. Вряд ли  изначально где-либо устанавливались новые отношения между членами сообщества  без санкции колдуна. В Австралии кое-где ещё и теперь решения на собраниях  родовых вождей принимаются на основании откровений, сообщённых колдуну во  сне, и если в ряде случаев от этого отказались, то это, несомненно, следует рассматривать как своего рода «секуляризацию». И далее: без харизматической,  а это обычно означает магической, основы пророк может завоевать авторитет  лишь при исключительных обстоятельствах. Во всяком случае провозвестники «новых» учений почти всегда нуждаются в такой основе.

Нельзя ни на минуту забывать, что Иисус основывал свою легитимизацию и свои притязания на том, что Он, и только Он, знает Отца, что только вера в Него есть путь к Богу, т. е. полностью на магической харизме, которую он ощущал в себе это ощущение своей силы, без сомнения, гораздо больше, чем что-либо  другое, заставило его вступить на путь пророчества.

Для христианства  апостольского и послеапостольского времени странствующий пророк - явление обычное. При этом всегда требуется доказательство наличия специфических  духовных способностей, способностей магических или экстатических. Пророки  очень часто «профессионально» практикуют предсказания, а также лечат и дают  советы. Об этом постоянно говорится в Ветхом Завете при упоминании о  пророках, особенно в Паралипоменоне и Книгах пророков. Но  именно от таких пророков пророк, в том смысле, который мы придаём этому  понятию, отличается чисто экономически безвозмездностью своего пророчества.  Амос гневно отказался от того, чтобы его называли «nabi». То же отличает  пророков от священнослужителей. Типичный пророк несёт в мир «идею» ради неё  самой, а не ради вознаграждения (по крайней мере, в явной и упорядоченной  форме)

Безвозмездность пророческой пропаганды постоянно подчеркивается в  посланиях апостола Павла и несколько иначе в уставе буддийских монахов, например, твёрдо установлено правило, чтобы апостол, пророк, учитель (в раннем христианстве) не превращал  своё возвещение истины в профессию, чтобы он лишь недолго пользовался  гостеприимством своих приверженцев и жил либо на то, что заработал своими  руками (то же в буддизме), либо на то, что дано ему без просьб с его стороны  («Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» относится к тем, чьей миссией  является пророчество); в этом заключён, по-видимому, ключ к тайне успеха  пророчества как такового.

В ещё большей степени сказанное относится к Мухаммеду, чья социальная  политика, выводы из которой сделаны Омаром, почти полностью связана с  интересом к внутреннему единению верующих для борьбы вовне, т. е. подчинена  задаче умножить число сражающихся за веру.

 

Продолжение »