«Вторая школа» - как собрание неординарных учителей и учеников по оценке Е.А. Бунимовича

«Лицей «Вторая школа» - государственный физико-математический лицей г. Москвы.

Школа N 2 была основана в 1956 году в новом районе Москвы, на улице Фотиевой. Первый директор - Владимир Фёдорович Овчинников.

Физико-математическая специализация школы началась с того, что директором было организовано прохождение производственной практики учениками по специальности «радиомонтажник» (а позже - «программист») в одном из институтов Академии наук СССР. Такое решение вызвало приток в школу детей, чьи родители работали в расположенных на Ленинском проспекте академических институтах. В свою очередь, сами родители привлекались в школу в качестве лекторов и преподавателей.

В школе не было младших классов (с первого по пятый), и за счёт этого удавалось содержать гораздо большее количество старших классов (с шестого по десятый), чем в обычных московских школах. Приём в эти классы производился на конкурсной основе по результатам собеседований. Занятия по математике и физике часто вели ведущие учёные - профессор Е.Б. Дынкин, член-корреспондент (затем академик) И.М. Гельфанд, профессор Ю.Л. Климонтович, Б.В. Шабад, О.В. Локуциевский и др. Гуманитарный цикл преподавали 3.А. Блюмина, Г.Н. Фейн, Ф.А. Раскольников, И.С. Збарский, А.А. Якобсон, В.И. Камянов, Г.А. Богуславский и др.

В школе имелся свой театр, проходили публичные лекции и концерты. Так образовалось сообщество неординарных учителей и учеников со свободным взглядом на мир, на окружающую социалистическую действительность. Но в те времена всякое самостоятельное суждение, да ещё в общеобразовательном учреждении, считалось посягательством на основы государственного устройства. В связи с этим в 1971 году из школы с соответствующими взысканиями были уволены директор В. Ф. Овчинников и все его заместители. Владимир Фёдорович в день своего увольнения собрал всех работавших в тот день учителей и призвал их не покидать школу во имя сохранения коллектива и духа «Второй школы». Тем не менее вслед за уволенными директором и завучами ушли и многие ведущие учителя.

В 2001 году, через 30 лет, в школу вновь вернулся её самый первый директор. Народный учитель России Владимир Фёдорович Овчинников является руководителем лицея «Вторая школ» по настоящее время.

В официальном рейтинге качества образования в Москве лицей «Вторая школа» входит в тройку лидеров среди полутора тысяч школ, (как по результатам государственных экзаменов, так и в рейтинге, составленном на основании побед учащихся в олимпиадах высокого уровня). Нынешние второшкольники систематически занимают призовые места на Всероссийской олимпиаде школьников по нескольким предметам (математика, физика, астрономия, информатика, география), а также периодически становятся победителями и призёрами международных олимпиад». 

Бунимович Е.А., Девятый класс. Вторая школа. Объяснение в любви в 23 частях, М., «Аст», 2012 г., с. 147-149.

 

Поступивших здесь сразу заставляли заниматься:

«Мы пришли из своих школ отличниками, звёздами, а здесь выглядели так себе, первые месяцы многие опасались попросту вылететь из школы. Причём не вследствие какого-нибудь там буйства молодецкого, а тихо и бесславно - не сдав очередной зачёт».

Бунимович Е.А., Девятый класс. Вторая школа. Объяснение в любви в 23 частях, М., «Аст», 2012 г., с. 29.

«Историю мы вообще на уроке у ЭлПэ учили своеобразно. В какой-то момент объяснения она говорила: «Теперь закройте тетради, положите ручки, я расскажу вам, как это было на самом деле». (Дело происходило во времена СССР – Прим. И.Л. Викентьева). Так, как она рассказывала до этого момента, надо было отвечать на экзамене. ЭлПэ, конечно, рисковала. Не все пришедшие в школу были готовы услышать такую двустороннюю историю страны. Я был готов. Ещё до Второй школы я прочитал заданную по внеклассному чтению книжку Э. Казакевича «Синяя тетрадь» (про Ленина в Разливе). Интереса к жизни вождя у меня к тому времени не было уже никакого, но эта книжка была самой тонкой из обязательного списка. Про шалаш, где вождь готовил революцию, нам все уши прожужжали с раннего детства, это был один из базовых советских мифов. А тут, к моему изумлению, из шалаша, где, по всем совковым житиям, вождь пребывал в одиночестве, вылез ещё и Зиновьев (тот самый, враг народа и троцкистско-зиновьевский блок). Такой поворот у нынешних школьников вызвал бы естественный вопрос: они что, гомики? Но у нас были другие вопросы. Почему-то именно тогда я не то чтобы осознал, но всеми потрохами почуял, что враньё было не только про шалаш, а вообще всё и про всё было вранье. Так что двуцветные зерна преподавания ЭлПэ в данном случае попали на подготовленную почву».

Бунимович Е.А., Девятый класс. Вторая школа. Объяснение в любви в 23 частях, М., «Аст», 2012 г., с. 90-91.

 

«После   уроков   в   школе всегда что-нибудь происходило. В школьном кинотеатре крутили опальные фильмы, которые Мишка Райгородский пусть сам расскажет, где добывал. Наведывались гости - Гелескул читал свои переводы из Лорки, Митта показывал только что снятый лучший свой фильм «Комедия об Искремасе», а до того ещё и Окуджава приезжал. На репетиции школьного театра, где ставили нечто из поэтов Серебряного века, можно было послушать, как Юля Розенфельд резким, противным голосом блестяще читает блоковские «Двенадцать», Зацман старательно изображает Маяковского, а Джамиля с Мариной Мдивани без устали горланят «Конфетки-бараночки», которые тоже почему-то находились под запретом. В спортзале играли в волейбол - команда учеников против команды учителей, у Фантомаса готовились к соревнованиям по спортивному ориентированию, ну и, конечно, повсюду шли семинары и факультативы по математике-физике. А ещё можно было в соседней «Снежинке» поговорить за жизнь».

Бунимович Е.А., Девятый класс. Вторая школа. Объяснение в любви в 23 частях, М., «Аст», 2012 г., с. 72-73.

 

«Выход без скафандра из Второй школы в безвоздушное советское пространство оказался для многих выпускников мучительным, опасным, невозможным. Уходили в запой, в диссиденты, в монастырь, в суицид».

Бунимович Е.А., Девятый класс. Вторая школа. Объяснение в любви в 23 частях, М., «Аст», 2012 г., с. 125-126.