Общество иллюминатов, организованое Адамом Вейсгауптом

«В 70-х годах XVIII в. в Германии сложилось общество под характерным названием союза перфектибилистов, т.е. идущих к совершенствованию, потом переименованное в союз иллюминатов, т.е. просветлённых.

Это была одна из форм превращения просветительства в культ. Вожди и популяризаторы новой науки, новых методов исследования и рассуждения как бы чувствовали себя провозвестниками нового Евангелия. Они верили, что просвещение творит чудеса в нравственном существе человека, что действием просвещения он перерождается, вступает в новый мир, новую жизнь бесконечного совершенствования. Под влиянием этого убеждения и складывались религиозные союзы, священные ордена просвещения. Их организация намечалась как бы сама собою; сначала - кружок избранных и посвящённых, потом пропаганда и вербовка новых учеников, дальнейшее расширение круга верных, чтобы подготовить сошествие святой истины, её мировое торжество. Черта крайне любопытная - союзы эти почти непосредственно примыкают по своим воспитательным приёмам, по устройству, по своей символике к старым церковным орденам и корпорациям.

Основатель общества иллюминатов, молодой баварский профессор Вейсгаупт, был ученик иезуитов, возненавидевший, как Вольтер, своих учителей по существу, но великий поклонник их внешних приёмов. Вейсгаупт решил после закрытия иезуитского ордена бороться с его тайным влиянием и, взявши его организацию и дисциплину, заменить иезуитскую школу пропагандой нового просвещения. Образы великих наставников, которые носились перед его воображением, были: Игнатий Лойола, св. Франциск и Доминик. Вейсгаупт выработал статуты, инструкции, символ веры нового ордена.

Цель его определилась так: «Моя задача пустить в оборот, дать силу разуму... Главным образом я стремлюсь поддержать те науки, которые имеют влияние на развитие общего благоденствия нашего и успех нашего ордена, а противоположные устранить с пути. Нам придётся иметь дело с педантизмом, существующими школами и воспитанием, нетерпимостью, богословием и  государственным устройством. Для этих целей люди, каковы они есть, не годятся мне, я должен ещё образовать их. Каждая предыдущая ступень должна быть школой испытания для последующей».

Согласно этим принципам, ученики постепенно вводятся в тайну просветительных идей и дела. В низших, так сказать, классах они изучают мораль, историю, познают человека по книгам, преимущественно говорящим сердцу, воображению: между поэтами - баснописцы, между философами и историками более конкретные, - Плутарх, Адам Смит, Гельвеций и др. На высших ступенях они изучают «государственные и религиозные книги». Строгая иерархия, как у иезуитов, сложилась в ордене. Около главы стояли посвящённые высших ступеней, «светлейшие вожди», ареопагиты, которым слепо должны были подчиняться низшие, минервалы. Тайную исповедь заменили правильные отчёты братьев, которые неуклонно наблюдали друг за другом и обо всём доносили; как иезуиты, орден жадно добирался до правительственных и сановных лиц, до богатых и учёных, до лиц с весом, через которых можно было приобрести влияние. Таинственность и пышный церемониал должны были приковывать членов. Начало союза возводили в глубь веков; он пользовался особым календарем, дал странам и людям особые пророческие или символические имена; под влиянием особой игры слов были введены даже черты персидского огнепоклонства: орден, по мнению основателя, есть служение огню, потому что в борьбе с мраком он хочет дать торжество свету.

Очень быстро распространился орден по всей Германии, и в него вступил ряд немецких князей-правителей, министров, администраторов, профессоров, учителей, писателей, между ними Гёте и Гердер.

Когда его закрыли и стали преследовать на юге, на севере появился манифест «немецкого союза», или «ордена двадцати двух», в котором говорилось: «Мы соединились для того, чтобы провести великую цель возвышенного основателя христианства, просвещение человечества и низвержение с престола предрассудка и фанатизма, посредством тихого братского единения всех, кто любит Божье дело».

Виппер Р.Ю., Общественные учения и исторические теории XVIII и XIX вв. в связи с общественным движением на Западе, М., «Государственная публичная историческая библиотека России», 2007 г., с. 109.