Новые приемы скульптора по Огюсту Родену

«Динамика скульптуры XIX века определяется случайными, неоконченными движениями, бессознательными импульсами, действиями, словно в полусне. Уже в скульптуре  французских романтиков, можно наблюдать мотивы  эмоционального движения, стремление выразить в пластических формах звуки, мысли, мечты. […] 

Но особенно богато и сложно развёртываются эти новые мотивы у Родена. В качестве примера возьмём статую, которая носит название «Женщина-кентавр», или «Душа и тело». Тонкий, нервный, одухотворённый образ человека неудержимо тянется вверх, тело животного упорно влечет вниз, прочно упираясь копытами в землю.

Новое содержание требует новых форм для реализации  неосуществлённых движений и подсознательных импульсов. Роден изобретает новые приёмы.

I. Один из  них - приём умалчивания: Роден обрабатывает  поверхность мрамора так мягко и расплывчато, что фигуры оказываются словно в тумане и сливаются одна с другой - создаётся впечатление, что в мраморе высечены не только фигуры, но и окружающие их пространство и воздух (еще дальше в этой воздушной расплывчатости образа идет итальянский скульптор Медардо Россо).

II. Другой приём Родена, имеющий широкое хождение и  в  современной скульптуре, состоит в том, что пластический образ ещё не высвободился полностью из каменной глыбы, как бы дремлет в необработанной массе, как неосуществлённая мечта.

III. Для наиболее прямого, чистого выражения жеста или движения Роден применяет своеобразный приём, который можно назвать «приёмом пластического фрагмента» (особенно ярким примером этого приёма является «Шагающий» - один из вариантов статуи Иоанна Крестителя). Цель этого приёма (по большей части всё же сомнительного) - придать максимальную экспрессию  и динамику шагу, освободив его от всяких посторонних ассоциаций (скульптор отказывается от головы и рук, чтобы не мешать концентрации внимания на движении шага).

Виппер Б.Р., Введение в историческое изучение искусства, М., «Аст-пресс-книга», 2004 г., с.147-148.