Творческое самообразование юного Уинстона Черчиля

«Черчилль понимал важность образования для карьеры и целеустремленно самостоятельно учился, благодаря чему не только приобрёл знания, но и развил свой дар аналитика. После того как он за один год успешно закончил военную школу Сэндхерст и вместе со своим подразделением был отправлен в Индию, он и там посвящал свободное время самообразованию, читал труды по истории, вообще книги самого разного рода. Он старался не следовать тому, что другие считали важным или принимали за образованность, он занимался теми областями знаний, которые интересовали его самого.

Своё самообразование Черчилль подчинял только одной цели - стать выдающимся политиком.

Поэтому он не придавал особого значения зазубриванию дат и фактов, гораздо важнее для него было научиться мыслить, проникая в суть событий, осознавая взаимосвязи между ними, и выработать в себе способность быстро и верно оценивать их. Черчилля завораживало то, как мыслили авторы исторических трудов. Его привлекали различные интерпретации событий, он прямо-таки искал их. И в дальнейшем на многочисленных руководящих постах ему нравилось быстро приходить к определённому мнению. Он и от других требовал умения быстро оценивать ситуацию. Благодаря своим занятиям Черчилль сумел - в отличие от школьной программы - приобрести знания, необходимые для практической деятельности, и почувствовать себя ближе к отцу. […]

Получать удовольствие от того, что делаешь, уметь откорректировать цели и выбирать как можно более прямой путь к ним - это стало своего рода тройным правилом его жизни, и он старался не изменять ему в угоду общественному мнению и традициям. Так, хотя во время военной службы он и подчинялся требованиям дисциплины, но как только предоставлялась возможность, занимался тем, к чему лежала его душа.

Черчилль сел на пароход, отплывавший на Кубу, по дороге сделал остановку в Нью-Йорке, где на него произвел сильное впечатление старинный друг и любовник его матери, конгрессмен Бурк Кокрэн, постаравшийся, чтобы молодого Черчилля принимали как короля. Кокрэн был выдающимся оратором. Черчилль вспоминал, что особенно его поразило умение Кокрэна строить фразы, разбирать проблему и излагать собственную точку зрения. Для Черчилля, с его стремлением довести до совершенства способность аргументировать и убеждать, Кокрэн стал образцом. Осенью 1895 года Черчилль приехал на Кубу. Наконец-то он мог принять участие в настоящей войне и увидеть, насколько его романтические мечты соответствуют реальности. К его несказанной радости, он впервые попал под обстрел в день своёго рождения, ему как раз исполнился двадцать один год.

С этого момента молодого Черчилля тянуло во все места, где Британская империя вела военные действия. Это стало его страстью. Но больше всего он занимался самообразованием и литературным творчеством.

Следовать своим целям означало для Черчилля и научиться достигать их.

В 1896 году Черчилль вместе с полком был переведён в Индию, в Бангалор. Всё свободное время он посвящал чтению. В одном из писем матери он признавался, что завидует своему брату Джеку, получившему академическое образование. Чего Черчиллю, по его мнению, особенно недоставало, так это определённых знаний в вопросах этики.

Мать прислала Черчиллю труды историков Эдуарда Гиббона и Томаса Маколея, с них и начался его собственный университет. Каждый день он прочитывал пятьдесят страниц Маколея и двадцать пять страниц Гиббона. В своих воспоминаниях Черчилль пишет: «Маколей был мастером разделения текста на абзацы. Как предложение должно исчерпывающе выражать одну мысль, так абзац должен охватывать определённую логическую цепочку; и как предложения должны быть расположены в гармоничной последовательности, так и абзацы должны вытекать один из другого».

Потом он попросил мать прислать ему двадцатисемитомный сборник ежегодных отчетов британского парламента. Он проштудировал все решения, все законодательные проекты и дебаты по ним, начиная со второго срока премьер-министра Бенджамина Дизраэли, то есть с 1874 по 1880 год, и к каждому написал отдельные комментарии, включая решение о том, как проголосовал бы он сам.

Черчилль читал, учился, использовал каждую свободную минуту, чтобы пополнить свои знания. В гарнизоне в Индии он проглатывал одну книгу за другой. Прочёл Дарвина, философов  Шопенгауэра, Аристотеля, Платона, теорию Мальтуса о перенаселении. Двоечник превращался в начитанного, прямо скажем, разносторонне образованного молодого человека с мощным интеллектом.

В этом ему помогала выдающаяся память, которая никогда его не подводила. Уже в Харроу он получил приз за то, что смог без ошибок процитировать 1200 строк из книги Маколея».

Хельге Хессе, Принцип Черчилля: стань личностью – добьёшься успеха, М., «Текст», 2011 г.,  с. 28 и 41-43.