Сенсации, реклама и слава поэта по оценке М.И. Цветаевой

«Славу, у поэта, я допускаю как рекламу - в денежных целях. Так, лично рекламой брезгуя, рукоплещу - внемерному и здесь - масштабу Маяковского.

Когда у Маяковского нет денег, он устраивает очередную сенсацию («чистка поэтов, резка поэтесс», Америки, проч.). Идут на скандал и несут деньги. Маяковскому, как большому поэту, ни до хвалы ни до хулы. Цену себе он знает сам. Но до денег - весьма. И его самореклама, именно грубостью своей, куда чище попугаев, мартышек и гарема Лорда Байрона, как известно - в деньгах не нуждавшегося.

Необходимая отмета: ни Байрон, ни Маяковский, для славы не пускают в ход - лиры, оба - личную жизнь, отброс. Байрон желает славы? Заводит зверинец, селится в доме Рафаэля, может быть - едет в Грецию... Маяковский желает славы? Надевает жёлтую кофту и берёт себе фоном - забор. Скандальность личной жизни доброй половины поэтов - только очищение той жизни, чтобы там было чисто.

В жизни - сорно, в тетради чисто. В жизни - громко, в тетради - тихо. (Океан и в бурю даёт впечатление тишины. Океан и в покой даёт впечатление работы. Первое - созерцатель в действии. Второе - работник на отдыхе. В каждой силе непрестанное соприсутствие тишины и работы. Покой, идущий на нас от каждой силы, есть наш покой, за неё. Таков океан. Таков лес. Таков поэт. Каждый поэт - тихий океан.)

Так, воочию, опрокидывается общее место: в стихах всё позволено. Нет, именно в стихах - ничего. В частной жизни - всё.

Паразитизм славы. Так, в царстве растительном: власть -  дуб, слава - плющ. В царстве животном: слава - куртизанка, почиющая на лаврах воина. Бесплатное, хоть и приятное приложение.

Слава - некое Дионисиево ухо, наставленное на мир, гомерическое: qu'en dirat-on? («Что об этом скажут?» (франц.) - Прим. И.Л. Викентьева). Оглядка, ослышка маниака. (Смесь маний: величия и преследования.)

Два примера беспримесного славолюбия: Нерон и Герострат. Оба - маниаки.

Сопоставление с поэтом. Герострат, чтобы прославить свое имя, сжигает храм. Поэт, чтобы прославить храм, сжигает себя.

Высшая слава (эпос), то есть высшая сила - безымянна.

Есть у Гёте изречение: «Не нужно было бы писать ни единой строки, не рассчитывающей на миллионы читателей».

Да, но не нужно торопить этих миллионов, приурочивать их именно к этому десятилетию или веку.

«Не нужно было бы...». Но, очевидно, нужно (было). Скорее похоже на рецепт для других, чем для себя. Блистательный пример того же Фауста, непонятного современникам и разгадываемого вот уже сто лет. «Ich, der in Jahrtausenden lebe...» (Гёте. Эккерман). («Я, живущий в тысячелетиях (нем.) – Прим. И.Л. Викентьева).

Что прекрасного в славе? Слово».

Цветаева М.И., Поэт о критике / Об искусстве, М., «Искусство», 1991 г., с. 44-45.