«Моды» и подражание у обезьян по Вольфгангу Кёлеру

«Весьма интересными являются различные «моды», которые возникают в колонии обезьян в результате чьего-либо «открытия», но всегда рано или поздно уступают место другим увлечениям. Открытие одного используется другим.

Вне ограды площадки, вдоль решётки забора проходила муравьиная тропа, по которой муравьи бегали в одну и в другую сторону. Один из шимпанзе погрузил палец в муравьиную дорожку, и муравей, видимо, укусил его. Тогда шимпанзе взял палец в рот и съел муравья. Как известно, разгрызенный муравей имеет слегка кислый вкус, о чём знает каждый деревенский мальчик.  Шимпанзе взял соломинку и положил её в место скопления муравьев, а когда несколько из них оказались на соломинке, съел их. Облизанная соломинка опять была положена к муравьям, но так как теперь она была влажной (от слюны), муравьи сразу же налипли на её конец. Шимпанзе вновь отправил их себе в рот. Другие шимпанзе тотчас же заинтересовались этим занятием, и вскоре можно было наблюдать целую группу обезьян, сидящих возле забора каждая со своей соломинкой, ловящих и поедающих муравьев. Это увлечение продолжалось некоторое время, а затем постепенно прошло.

Другой «модой» была игра с курами. Когда шимпанзе ели хлеб возле ограды, за решёткой собирались соседские куры, которые клевали крошки. Обезьяны интересовались курами и часто подолгу просиживали возле ограды, смотря на них. Затем шимпанзе стали вытягивать руки с хлебом через решётку, а когда куры намеревались клевать хлеб, быстро убирали их. Такая игра повторялась до 50 раз подряд. Только шимпанзе Рана была исключением; она действительно кормила кур, не убирая руки. Вскоре игра приобрела довольно злостный характер. Кур заманивали хлебом, а когда те подбегали, шимпанзе подкалывали их заблаговременно подготовленной проволокой. Иногда этой «игрой» забавлялись две обезьяны, разделяя роли между собой: одна завлекала кур, другая подкалывала их.

Некоторое время у обезьян преобладала привычка бросать различные предметы, чаще всего камни. Вначале бросание было весьма неловким, но позже Чика, например, вообще отличавшаяся прекрасной координацией движений, хорошо овладела этим искусством, обнаруживая всё большую экономность движений и все большую меткость бросков.

На площадку было принесено ведро с известью для побелки стен. Один из шимпанзе засунул руку в ведро, взял кусок извести и разгрыз его. Видимо, известь показалась ему невкусной, так как он сразу же выплюнул её и вытер губы кистью руки. На чёрных волосах его руки остался белый след, что послужило началом нового увлечения. Все шимпанзе стали красить известью свои конечности и всё тело, а также окружающие предметы. Но, как и другие, эта «мода» также вскоре прошла.

Постоянным и любимым занятием шимпанзе является «украшение» себя различными предметами. Все предметы, имеющие длинные и волнистые окончания, они охотно навешивают себе на шею, обычно поддерживая это украшение зубами или подбородком и прохаживаясь с ним вокруг загона. Султан, например, ходил с жестяной консервной коробкой в зубах, а атлетка Чика таскала на плечах камень, весивший несколько килограммов. «Украсив» себя подобными вещами, животное явно «парадирует», то есть ходит вокруг загона, ритмически притоптывая, когда другие обезьяны присматриваются к нему.

Описанные «моды» шимпанзе представляют интерес особенно в связи с тем, что одни особи подражают «открытиям» других. Вопрос о подражании обезьян был предметом многих дискуссий со времени опубликования работ Э. Торндайка, который отказал обезьянам в способности подражать. Однако наблюдения В. Кёлера, находящиеся в полном соответствии с  мнением  многих других  исследователей,  показывают, что у шимпанзе, несомненно, имеет место подражание».

Ян Дембовский, Психология обезьян, М., «Издательство иностранной литературы», 1963 г., с.  112-114.