Искусство изобретения по Христиану Вольфу

«§ 861. Искусство изобретения (Kunst zu erfinden) основано в остроумии, рассудке и особенно в навыке делать выводы. Это было показано выше (§ 367). Совершенство искусства изобретения возникает поэтому из совершенства остроумия и рассудка. Чем больше остроумия и основательности, тем больше степень искусства изобретения. Поскольку здесь речь идёт о таком искусстве изобретения, которое противоположно искусству опытов (Versuch-Kunst), и поскольку нечто открывают не посредством одной лишь внимательности к нашим ощущениям, а скорее путём обнаружения других истин с помощью правильных выводов из некоторых уже известных и связанных с ними истин, для совершенства искусства изобретения или, скорее, для его быстрейшего осуществления также необходимо большое знание. Кто много знает, тот может много находить, если он обладает искусством изобретения. И наоборот, тот, кто обладает  ничтожным знанием предмета (Materie), тот посредством искусства изобретения ничего не может обнаружить. «Пример с математиками, которые не отваживаются выйти за пределы своей науки и открыть истины в других науках».

§ 862. «О различии между теми, кто находит истины посредством опытов по большей части своими стараниями и прилежанием, и теми, кто изобретает нечто посредством остроумия и рассудка, используя для этого проницательность и навыки к выводам. Для этого необходимы особые обстоятельства времени и особое состояние изобретателя, способного возжечь большой свет в познании (ein grosse Licht anzundet)».

§ 863. «Неверно оценивать изобретателя с точки зрения пользы его изобретения или по достигнутым им результатам, поскольку последние могут быть получены без большого остроумия и рассудка. Древние мыслители (например, Архимед) прилагали много напрасных усилий для познания тех истин, которые сегодня легко могут быть обнаружены с помощью алгебры».

§ 864. «Для оценки изобретателя важно лишь то, насколько много он внес в искусство изобретения, поскольку именно оно и создает изобретателя, а не приносимая им для человеческого рода польза, поскольку для её достижения часто требуется не рассудок, а слепое везение или прилежание».

§ 865. Благодаря тому, что мы можем одновременно отчётливо представлять себе различные вещи, мы обладаем постижением (Einsicht... haben) связи истин, т.е. мы понимаем, каким образом одно основано в другом; но ещё более это происходит в фигурном познании посредством выводов.

(§ 340). Поскольку разум и является таким постижением связи истин (§ 368), он также возникает из представляющей силы души, а именно из особой степени её совершенства (§ 856)».

Христиан Вольф, Метафизика (Разумные мысли о Боге, мире и душе человека, а также о всех вещах вообще), цитируется по книге: Жучков В.А., Христиан Вольф и философия в России, СПб, «Издательство Русского Христианского гуманитарного института», 2001 г., с. 315-316.