Тайлор Эдуард Бернетт Великобритания

Общественные, социальные усовершенствования по Эдуарду Тайлору

«Общественные усовершенствования появляются трояким путём:

1. Поэт или философ просвещает свой век и страну усилиями одного ума. Однако эти высшие  способности ума или воображения - явления редкие и не поддающиеся  регулированию: гений Гомера, Цицерона или Ньютона возбуждал бы меньше  удивления, если бы он мог быть создан волею государя или уроками учителя.

2. Благодеяния законодательства и политических учреждений, торговли и  промышленности, искусств и наук более прочны и постоянны. Благодаря им  многие отдельные личности могут, по воспитанию и образованию, сделаться  способными двигать вперёд развитие общества, каждый в своём круге занятий.  Однако создание такого порядка требует искусства и труда, и весь сложный  механизм может разрушиться от времени или от насилия.

3. К счастью для человечества, полезные или, по крайней мере, более необходимые искусства  могут не требовать для своего сохранения и распространения высоких талантов  или общего подчинения, для их утверждения не требуется власти одного или  союза многих.

Каждой деревне, каждой семье, каждому отдельному человеку  приходится всегда обладать умением и желанием сохранять определённые  культурные навыки и достижения, как, например, употребление огня и металлов,  разведение и приручение домашних животных, определённые способы охоты и  рыболовства, начала мореплавания, простые способы возделывания хлебных  злаков и других питательных растений, самые необходимые и простые ремёсла.

Таланты одного человека и культурные успехи целого общества - вещь  преходящая, а эти крепкие растения переживают любую бурю и пускают  неистребимый корень в самой неблагоприятной почве.

Туча невежества затмила блестящие дни Августа и Траяна, и варвары ниспровергли законы и дворцы Рима.  Но коса, изобретение или эмблема Сатурна, ещё продолжает каждый год собирать  жатвы Италии, тогда как человеческие жертвоприношения лестригонов никогда  уже не возобновлялись на берегах Кампаньи. За время, протекшее от появления  многих наших культурных достижений, война, торговля и религиозная ревность  распространили среди дикарей Старого и Нового Света эти неоценимые дары,  которые затем проникали всё дальше и глубже и уже никак не могут погибнуть.

Мы можем, следовательно, успокоиться на том отрадном заключении, что каждый  век, переживаемый миром, повышал и ещё повышает уровень действительного  богатства, счастья, знания и, быть может, нравственности человеческого  рода».

Эта теория прогресса цивилизации может быть противопоставлена  враждебной ей теории вырождения, выраженной в злобных словах графа Жозефа де  Местра, относящихся к началу нынешнего столетия. «Мы всегда отправляемся, -  говорит он, - от пошлой гипотезы, будто человек постепенно поднялся от  варварства до науки и цивилизации. Это - любимая химера, родоначальница  заблуждений, перволожь нашего века». «Но если бы философы нашего несчастного  времени, при той испорченности, которая нам известна за ними, и все ещё  упорствующие, несмотря на полученные ими указания, если бы они владели сверх  того некоторыми из сведений, которые необходимо должны были принадлежать  первым людям» и т. д.

Теория вырождения, которую этот красноречивый  противник «современных идей», конечно, выразил в крайнем виде, получила  одобрение некоторых высокодаровитых и учёных мужей. Практически она свелась  к двум предположениям: во-первых, история культуры начинается с появления на  земле полуцивилизованной расы людей, во-вторых, с этой стадии культура пошла  двумя путями: назад, чтобы создать дикарей, и вперёд, чтобы создать людей  цивилизованных.

Идея, что первоначальное состояние человека было состоянием более или  менее высоким по своей культуре, приобретает известное значение ввиду её  широкой популярности и ввиду значительного преобладания её в общественном  мнении.

Однако едва ли она в состоянии получить хоть какое-нибудь этнологическое обоснование...»

Эдуард Тайлор, Первобытная культура, М., «Политиздат», 1989 г., с. 41-42.

 

Гипотезы о механизмах деградации общества.

Гипотезы о механизмах деградации отдельных профессиональных прослоек.