Виды трансформации дискурса по Мишелю Фуко

«В 1969 г. Коллеж де Франс (после смерти Жана Ипполита) объявил конкурс проектов реорганизации возглавлявшейся им кафедры «Истории философской мысли» (традиционная практика Коллеж де Франс; кандидатура Фуко была в своё время предложена самим Ипполитом). Из трёх предложенных проектов (одним из которых был проект кафедры «Философии действия», предложенный Рикёром) победил проект Фуко - программа создания кафедры  «Истории систем мысли». Избрание в Коллеж де Франс реально означало для Фуко возможность дальнейшей разработки идей постмодернизма и их адаптации в академическом культурном контексте. Цикл лекций Фуко в Коллеж де Франс имел не только общеевропейский, но и мировой успех (среди слушателей были Леви-Стросс, Делёз, Фернан Бродель и др.), сыграв существенную роль в процессе интеллектуальной легитимации постмодернистского типа философствования как такового.
Основная проблема, анализируемая Фуко в лекции, - это проблема соотношения дискурсивности как свободной процессуальности дискурса, с одной стороны, и социокультурных механизмов регламентации и контроля над дискурсом, придающих ему - посредством нормирования и ограничения - определённый «порядок». Фуко осуществил сравнительный анализ дискурсивных практик, культивируемых в контексте современной культуры, и дискурсивных практик классической европейской традиции, что позволило ему выявить специфику культурного статуса дискурса и сформулировать универсальные закономерности социокультурной детерминации дискурсивной сферы. […]

В таком контексте дискурс начинает рассматриваться Фуко как самодостаточная форма артикуляции знания в конкретной культурной традиции - вне каких бы то ни было значимых моментов, привносимых со стороны субъекта: «все дискурсы, каков бы ни был их статус, их форма, их ценность», разворачиваются «в анонимности шепота». Дискурсы трактуются Фуко в качестве составляющих самодостаточной процессуальности. Именно процессуальность дискурсивных процедур оказывается, по его мнению, тем пространством, в рамках которого человек «сам превращает себя в субъекта».

Развивая эту идею, Фуко фиксирует следующие типы возможных трансформаций дискурсивных практик:

1) деривации (внутридискурсивные зависимости), т.е. трансформации, связанные с адаптацией или исключением тех или иных понятий, их обобщения и т.п.;

2) мутации (междискурсивные зависимости), т.е. трансформации позиции говорящего субъекта, языка или соответствующей предметности (смещение границ объекта);

3) редистрибуции (внедискурсивные трансформации), т.е. внешние по отношению к дискурсу, но не безразличные для его эволюции социокультурные процессы.

Согласно точке зрения Фуко, для конституирования типологии дискурсов ни формальные, ни объективные критерии не являются приемлемыми: «существуют... собственно дискурсивные свойства или отношения (не сводимые к правилам грамматики и логики, равно как и к законам объекта), и именно к ним нужно обращаться, чтобы различать основные категории дискурсов».

В качестве критериев классификации дискурсивных практик Фуко избирает:

- «отношение к автору (или отсутствие такого отношения), равно как и различные формы этого отношения»;

- экспрессивную ценность дискурсов, открытость их для трансформаций;

- способы отношения дискурсов и придания им ценности;

- способы их атрибуции и присвоения;

- способы адаптации дискурсов к культуре (объективирующиеся в отношении к культурной традиции) и т.п.

Важнейшим моментом типологии дискурсов у Фуко является выделение особой ситуации в развитии культурной традиции - ситуации, которая связана с автором, находящимся в «трансдискурсивной позиции». Последняя специфична тем, что открывает новый горизонт трансформаций соответствующего проблемно-семантического поля, различных по своей сущности, но неизменно релевантных исходному (авторскому) типу дискурса. Здесь, согласно Фуко, происходит возвращение к исходному дискурсу, но «это возвращение, которое составляет часть самого дискурса, беспрестанно его видоизменяет... возвращение есть действенная и необходимая работа по преобразованию самой дискурсивности». (Так, например, пересмотр текстов Ньютона не может изменить его механику, лишь добавляя нечто в массив суждений о ней; пересмотр же текстов Маркса - существенно меняет марксизм.)

Детальный анализ механизмов регуляции дискурсивных практик со стороны культуры позволяет Фуко сделать вывод о глубинной ограниченности и подконтрольности дискурсов в культуре классического западноевропейского образца. Фуко связывает это с тем, что реальная креативность дискурсивных практик, открывающая возможность для непредсказуемых модификаций плана содержания, подвергает, по его мнению, серьёзным испытаниям глубинные парадигмальные установки европейского стиля мышления.

Это, по его убеждению, прежде всего относится к идее универсального логоса, якобы пронизывающего космически организованное (и потому открывающегося логосу познающему) мироздание, чьи законы в силу своей необходимости делают все возможные модификации порядка вещей предсказуемыми и не выходящими за пределы умопостигаемых границ».

Грицанов А.А., Абушенко В.Л., Мишель Фуко, Минск, «Книжный дом», 2008 г., с. 156-157 и 177-181.

 

Направленость эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация по А.Н. Северцову