Пресыщение высшего римского общества и добродетели мудреца по Сенеке [продолжение]

Начало »

 

Итак, разум в его совершенстве есть благо, присущее человеку, тогда как все остальные чувства - общие с животными» (Ad Luc, ер. 76). Та же мысль в другой формулировке: «В борьбе за существование животные, вооружённые зубами и когтями, кажутся сильнее человека, но природа одарила человека двумя свойствами, которые делают это слабое существо сильнейшим на свете: разумом и обществом (rationem et societatem) («De beneficiis», IV, 18). Из этого принципа делается ряд практических выводов. Содержание моральных взглядов Сенеки можно прочитать в заглавиях его работ: «De brevitate vitae» («О краткости жизни»), «De ira» («О гневе»), «De vita beata» («О блаженной жизни»), «De otio aut de secessu sapientis» («О досуге или уединении мудреца»), «De beneficiis» («О благодеяниях»).

Что же предлагает Сенека взамен той бестолковой суеты, которая его окружает? Что должны делать viri boni et sapientes (мужи честные и мудрые) в противоположность vulgo turbae (толпе), в противоположность stultis vitiosis (глупцам, распутникам)?

Заметим прежде всего, что Сенека не помышляет ни о какой широкой социальной реформе. Империя как государство, как система владычества страшит его воображение. У него нет воинственного патриотизма, нет увлечения блеском римских завоеваний. Говорить прямо о бесполезности побед Цезаря и Августа он не решается, но косвенно этим покорителям мира жестоко достается, когда он осуждает Александра Македонского, который в его изображении - не кто иной, как ненасытный, высокомерный, пустозвонный хвастун. Сенека - последовательный пацифист: под влиянием страха войны, столкновений, кровопролития, с чувством отвращения к звону мечей, к триумфам, пишет он трактат « De ira».

Не только о завоеваниях, но и о каких-либо переменах внутри империи, в строении государства Сенека не хочет и думать. Больше того, он настойчиво внушает своему другу Луцилию сторониться всяких общественных дел. Нет ничего хуже, как бегать по учреждениям, писать прошения, вести процессы, тягаться на суде, принимать участие в интригах, кляузничать, сплетничать и т. п.: надо уйти подальше. У Сенеки только один путь, одна линия поведения - уйти в самого себя, отдаться самоусовершенствованию, вести жизнь по преимуществу тихую, созерцательную, найти досуг и простор для чистых возвышенных мыслей.

Моральная проповедь Сенеки донельзя индивидуалистична, она ограничена кругом его дома, его близких друзей. Практические меры, которые он предлагает, - умеренность в еде и питье, отмена парадных приёмов и обедов, простота и скромность обстановки, ограничение числа рабов. Но у него нигде нет осуждения богатства в самом принципе, в существе. Сенека вовсе не хочет отказываться от своих владений, от своих денег. Он только настаивает на том, что имущество должно быть приобретено честным путём.

Правда, у Сенеки можно найти прославление бедности как состояния, в котором человек свободен от излишних забот, далек от всяких соблазнов, не обуреваем похотями корысти и наслаждения, но мы сразу видим, что это - декламации издали, мечты и вздохи о блаженстве нищих, красивые фразы человека, который поглядывает на толпу с балкона своего великолепного дворца.

В одном из писем (49-м) к Луцилию Сенека называет следующие основные добродетели, которые должен воспитывать в себе vir sapiens (мудрец): это - iustitia (справедливость), pietas (благочестие), frugalitas (воздержанность, простота), prudentia (благоразумие).

Все эти житейские советы и правила домашнего поведения не поднимаются над уровнем рассудительного и честно задуманного домостроя. В них нет ничего нового, оригинального, ничего такого, что могло бы дать Сенеке славу моралиста-реформатора.

В трактате «De beneficiis» Сенека пишет, что целью мудреца является выручать друзей из беды, оказывать им материальную и моральную поддержку и т. д. Разрабатывая эту тему, он вопреки своей воле приходит к выводу, что под таким углом зрения все люди представляются равными, одинаково ценными. «Все люди одинаковы по существу, все одинаковы по рождению, знатнее тот, кто честен по природе. У всех нас общий родитель - мир: к нему восходит род каждого из нас, прошёл ли он по блестящим или по грязным ступеням общественной лестницы. Природа велит нам приносить пользу всем людям - всё равно, рабы они или свободные, свободнорождённые или вольноотпущенники, получена ли свобода официальным путем, или она дарована в кругу друзей, - какое это имеет значение? Где ты встретил человека, там твори добро» («De vita beata», 24). В трактате «De beneficiis» Сенека ставит такой вопрос: «Может ли раб быть благодетелем господина?» И отвечает: «Да, может, как человек помогает человеку».

Этот тезис он старается обстоятельно доказать и осветить примерами. Он предвидит такое возражение: «Ведь раб в силу своего подчиненного положения должен совершать не иное, как только то, что приносит пользу или добро господину; если раб не выполняет своих обязанностей, он - неверный раб, а если он верен господину, то где же тут место благодарности? Нет здесь места и добродетели!». На это Сенека отвечает: «Да, такова внешняя, официальная сторона дела; но могут быть такие случаи, где раб выходит за пределы этой своей принудительной повинности, и есть такие рабы, которые поднимаются выше своей повседневной службы, например, когда раб жертвует своим достоянием, своей жизнью для спасения нуждающегося или гибнущего господина. Это и есть те случаи, когда в натуре раба пробуждаются свойства человека, качества и наклонности благородного духа человеческого».

Виппер Р.Ю., Очерки истории Римской империи (окончание). Рим и ранее христианство. Избранное сочинение в 2 томах, Том 2, Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995 г., с. 222-223 и 235-237.