Карма и дхарма по Анни Безант

«… нравственность, как думают некоторые люди, не одна и та же для всех, она меняется вместе с индивидуальной Дхармой.

Что правильно для одного, не обязательно правильно для другого. И наоборот, что плохо для одного, хорошо для другого.

Этика индивидуальна и зависит от Дхармы человека, который действует, а не от того, что иногда называют «абсолютное добро и зло».

Нет ничего абсолютного в обусловленной Вселенной. Добро и зло родственны и их следует оценивать в связи с индивидуумом и его обязанностями. Так сказал Величайший из всех Учителей в отношении Дхармы, и этим мы будем руководствоваться на нашем запутанном пути. «Собственная Дхарма, даже самая скромная, лучше хорошо исполненной чужой Дхармы. Лучше умереть, исполняя свою собственную Дхарму. Чужая Дхарма полна опасностей». (Бхагават Гита, 3, 35). Он повторил ту же самую мысль в конце этой бессмертной беседы, но несколько изменил её таким образом, чтобы по-новому осветить её смысл.

«Лучше исполнять свою собственную Дхарму, хотя бы и самую скромную, чем в совершенстве выполнять Дхарму другого. Исполняя долг, вытекающий из его собственной природы, человек не совершает греха». (Бхагават Гита, 18, 47 ).

После этого Он объяснил Учение более подробно, выделив  у нас одну за другой Дхарму четырёх великих каст, и слова, «вторыми он пользуется, показывают нам её мирской характер или смысл. Иногда слово Дхарма выражает Долг, иногда Закон, Справедливость или Религию. Дхарма означает это и даже больше ибо смысл её глубже и шире, чем всё выраженное этими словами. Рассмотрим слова Шри Кришна, когда Он говорит о Дхарме четырёх каст:

«Обязанности Браминов, Кшатриев, Ваишиев и Шудр были распределены согласно свойствам, порожденным их собственной природой».

«Ясность, самообладание, подвижничество, чистота, всепрощение, а также прямота, мудрость, знание, вера в Бога - таков долг Брамина, рожденный его собственной природой».

«Доблесть, великолепие, ловкость, а также неспособность бежать с поля битвы, великодушие, чувство власти - таков долг Кшатрия, рожденный его собственной природой».

«Землепашество, скотоводство, торговля -таковы обязанности Ваишия, рожденные его собственной природой». «Область служения есть долг Шудры, рождённый его собственной природой». (Бхагават Гита, 18,41,42,43,44).

Человек достигает совершенства, исполняя свой долг с усердием. И тогда Он сказал: «Лучше исполнять свою собственную Дхарму, чем хорошо выполнить Дхарму другого. Тот, кто выполняет Карму, созданную своей собственной природой, не навлекает на себя греха».

Посмотрите, как два слова Дхарма и Карма заменяют одно другое. В этом - ключ к раскрытию проблемы. Разрешите мне дать вам сначала частичное определение Дхармы. Несколько позже мы приведём более полное определение. Рассмотрим первую половину определения, а именно:

«Дхарма - есть внутренняя природа, которая достигла в каждом человеке определённой стадии развития и раскрытия». Внутренняя природа создает форму внешней жизни, что выражается в мыслях, словах, действиях. Внутренняя природа родилась в окружении, наиболее приспособленном для её дальнейшего роста. […]

Дхарма может быть определена как «внутренняя природа вещей во всякой стадии эволюции и закон последующей стадии её развития» - природа в точке, которую она достигла в раскрытии и затем - закон, который приведёт её к следующим стадиям развития. Природа сама отмечает точку, которую она достигла; и тогда следует то, что должно быть сделано для дальнейшего развития. Соедините эти две идеи вместе и вы поймёте, почему совершенство следует достигать при выполнении своей собственной Дхармы. Моя Дхарма - это стадия эволюции, которую достигла моя природа, развивая семена божественной жизни, которая есть «Я», плюс закон жизни, согласно которому мы должны достигнуть следующей стадии развития. Это относится к каждому отдельному «Я».

Мы должны знать ступень своего развития, и должны знать закон, который даёт нам возможность расти дальше. Тогда мы будем знать свою Дхарму и, следуя ей, мы будем двигаться к совершенству.

Тогда делается ясным, почему каждый из нас должен изучать свои настоящие условия и следующую ступень. Если мы не знаем сегодняшней ступени, мы не можем узнать, что делать в следующей ступени, к которой мы стремимся и, быть может, даже пойдём против своей Дхармы, что, в свою очередь, замедлит нашу эволюцию. Но если, зная одно и другое, мы будем работать вместе с нашей Дхармой, то мы ускорим нашу эволюцию.

Вот здесь и спрятана западня. Когда мы видим что-нибудь великое, благородное и прекрасное, мы стремимся осуществить в себе то же самое. Но является ли это для нас следующей стадией эволюции? Есть ли это то, что закон нашей развивающейся жизни требует, чтобы эта жизнь развивалась гармонично? Наша ближайшая цель - достичь не то, что прекрасно само по себе, а то, что лучше всего для нас на нашей сегодняшней ступени и помогает нам двигаться вперёд».

Анни Безант, Дхарма, в Сб.: Аум N 5: Синтез мистических учений Запада и Востока, СПб, «ИМА-прес», 1993 г., с.46-47 и 53.

 

Постановка проблемы «В чём смысл жизни?» с помощью понятия «переход к надсистеме»