О происхождении заблуждений, ошибок и исправлении людей по по И.Д. Ертову [продолжение]

Начало »

 

Выше уже замечено, что люди вообще, по неспособности делать ясных соображений, живут одним подражанием и по большей части делают то, что другие делают. Из сего можно заключить, что люди по образованию своему гораздо более имеют наклонности к вере, которая не требует ни сильных напряжений ума, ни строгих исследований, и может понятна быть каждому человеку при самых ограниченных способностях, что доказывается тем, что нет почти народа на земле, который не имел какой-нибудь веры. Напротив того, ум образуется не многими людьми, да и то при сильных побуждениях. Посему веру можно назвать природным чувством человека. Но если вера сия не согласна с чистыми понятиями ума, то она не может быть всеобщей и продолжительной, и ослабнет по мере просвещения народов. Так, мы видим, что все древние идолопоклонства исчезли при образовании ума.

Увидит и потомство, что все наши предрассудки, не принадлежащие к вере, со временем погибнут и останется одно ниспосланное нам небесное откровение, которое объявлено в скрижалях завета и в поучении Спасителя. И есть ли бы мы в точном смысле последовали сему учению, то давно бы зло искоренилось на свете. Рассмотрите десять заповедей и правила спасителя, и вы увидите, самая утончённая философия не достигла ещё до сего небесного учения.

Почитать единого Бога, и с любовью жертвовать ему свою жизнь есть долг наш, потому, что мы суть его создания. Любить людей как самих себя, и не желать им того, чего себе не желаем, есть средство к общему на земле благоденствию. Но как люди, сих высоких истин предались низким побуждениям своим, то в правилах спасителя находим ещё надёжнейшие средства к истреблению вкоренившегося на земле злодеяния. Любить врагов своих, делать добро ненавидящим нас и оставить Богу мстить за обиды, конечно суть такие правила, которые трудно и почти невозможно выполнять человеку, но они необходимы для исправления людей.

Есть ли за всякую обиду или зло будем платить мщением, то сим людей не исправим, а только раздражим их против себя, и тем умножим общие злодеяния. Но есть ли будем приучать себя к таким высоким чувствам, чтобы за обиды платить великодушием, желать добра даже врагу своему, то можем смягчить и самые зверские сердца, или заставить их умереть с досады.
На сих единственно и тому подобных правилах основана вера наша, и ниспослана к нам с тем, чтобы водворить на земле общее благоденствие.
Но к сожалению, люди, по заблуждению чувств своих, переменили смысл сего небесного учения».

Ертов И.Д., Мысли о развитии ума в человеческом роде, в Сб.: Общественная мысль России XVIII века в 2-х томах, Том 1 / Сост.: Т.В. Артемьева, М., «Российская политическая энциклопедия», 2010 г., с. 677-681.