Духовная наука – как фантазии Рудольфа Штайнера

«К чему же стремится духовная наука?

Она заканчивает то, что было сделано Джордано Бруно и другими для внешней науки, когда она говорит: то, что может познать внешняя наука, это майя, иллюзия. Как раньше смотрели до «восьмой сферы» и считали пространство ограниченным, так современное мышление считает человека заключённым между рождением и смертью. Но духовная наука расширяет взгляд за пределы рождения и смерти.

В подобных идеях дает себя познать непрерывная цепь развития человечества. И в истинном смысле слова преодоление видимости внешних чувств, совершенное Коперником и Джордано Бруно для пространства, исходило из инспирации того же духовного течения, которому следует и современная духовная наука. То, что мы можем назвать новейших эзотерикой, таинственным образом влияло уже на Коперника, Бруно, Кеплера и других. (Здесь и далее Рудольф Штайнер постоянно смешивает признанных авторитетов, свои фантазии, гипотезы и факты – Прим. И.Л. Викентьева).

И люди, которые теперь стоят на почве Джордано Бруно и Коперника и не хотят понять духовной науки, изменяют своим собственным традициям, желая держаться видимости внешних чувств.

Духовная же наука показывает: как Джордано Бруно пробил голубой свод  небес,  так пробивает  эта  наука границы рождения и смерти для человека, показывая, как происходящий из Макрокосма человек живёт в физическом бытии и через смерть снова вступает в макрокосмическое бытие. И то, что мы видим в ограниченной степени в каждом отдельном человеке, то выступает перед нами во всём величии в представителе духа Космоса, в Христе Иисусе.

Но только один раз мог быть дан тот импульс, который дан Христом. Только один раз мог весь Космос отразиться таким образом, ибо та констелляция, которая была тогда, больше уже не вернется. Эта констелляция должна была действовать через человеческое тело, дабы она могла дать импульс на Земле. И как поистине одна и та же констелляция никогда не наступает вторично, так и Христос только один раз мог придти к воплощению.

Только когда не знают, что Христос есть представитель всей Вселенной, и когда не в состоянии пробиться к той идее Христа, элементы которой даны духовной наукой, только тогда могут утверждать, что возможно многократное явление Христа на Земле.

Так оказывается, что из новой духовной науки или антропософии вытекает такая идея Христа, которая в обновленном виде указывает человеку его сродство со всем Макрокосмосом. Поистине для того, чтобы действительно познать Христа, нужны те инспирирующие силы, которые выступают теперь благодаря древнеегипетским и халдейским сверхчеловеческим существам, предводимым ныне самим Христом. Необходима новая инспирация, та инспирация, которую подготовили великие эзотерики средневековья с тринадцатого столетия и которая отныне должна всё больше и больше проникать в открытую жизнь.

Если в смысле этой науки человек правильно подготовится в своей душе к познанию духовного мира, то он сможет услышать как ясновидящий, увидеть как ясновидящий то, что открывают древние халдейские и египетские силы, которые стали теперь духовными водителями, предводимые самим существом Христа. И то, что тогда возникает для человечества, могло быть подготовлено в первые христианские столетия до настоящего времени. Поэтому можно сказать: в будущем в сердцах людей будет жить такая идея Христа, величие которой не сравнимо ни с чем, что человечество знало до сих пор. То, что возникло, как первый импульс, данный Христом, и жило как представление о Нём, до сих пор было - даже у лучших носителей принципа Христа - только подготовлением к действительному познанию Христа. Было бы действительно странным, но всё же может случиться так, что тех людей, которые будут на Западе в этом смысле выражать идею Христа, упрекнут в том, что они не стоят на почве христианской религии Запада. Ибо эта христианская традиция Запада совершенно недостаточна для того, чтобы понять Христа в ближайшем будущем.

С точки зрения западной эзотерики можно видеть, что духовное водительство человечества постепенно выливается в такое водительство, которое в подлинном и истинном смысле может быть названо водительством, исходящим от импульсов Христа. То, что выступает в качестве новой эзотерики, будет медленно вливаться в сердца людей, и духовное водительство человека и человечества будет всё более и более сознательно видимо при этом свете.

Представьте себе, как прежде всего импульс Христа пролился в сердца людей благодаря тому, что Христос в физическом теле Иисуса из Назарета странствовал в Палестине. Тогда люди, постепенно доверившиеся чувственному миру, могли получать такой импульс, который отвечал их пониманию.

Потом тот же импульс так действовал в инспирацию новой эзотерики, что могли быть инспирируемы такие души, как Николай Кузанский, Коперник, Галилей, так что, например, Коперник мог придать цену такому положению: видимость внешних чувств не может открыть истину о солнечной системе, желая найти эту истину, мы должны исследовать за пределами видимости чувств. Тогда люди, даже и такие умы, как Джордано Бруно, не созрели ещё для сознательного вступления в новейшее эзотерическое течение, они должны были бессознательно нести в себе действие духа этого течения. Джордано Бруно провозгласил величественно и сильно: когда человек вступает через рождение в жизнь, то это есть нечто макрокосмическое, которое концентрируется в одну монаду; когда же человек проходит через смерть, тогда монада снова распространяется; то, что было замкнуто в теле, распространяется во Вселенной для того, чтобы на другой ступени бытия снова собраться и снова распространиться. Тогда говорили из Джордано Бруно могущественные понятия, полностью согласующиеся с духом новой эзотерики, хотя и похожие на лепет.

Духовные влияния, ведущие человечество, не должны действовать всегда таким образом, чтобы человек их постоянно сознавал. Они ставят, например, человека Галилея в соборе в Пизе. Тысячи людей видели там старую лампаду, но видели не так, как Галилей. Он увидел качание лампады и сравнил периоды качания с биением своего пульса. Так он нашёл, что лампада качается с правильным ритмом, подобным ритму его пульса. Отсюда он вывел потом и законы маятника в смысле современной физики. Кто знает физику, тот знает также, что она невозможна без принципов Галилея. Так действовало тогда то, что теперь выступает в науке о Духе; оно поставило Галилея в Пизанский собор перед качавшейся лампадой и современная физика получила свои принципы. Так таинственно действуют духовные ведущие силы человечества.

Теперь мы идём навстречу такому времени, когда люди должны будут осознать присутствие этих ведущих сил. Мы всё больше и больше будем постигать то, что должно совершиться в будущем, если правильно поймем то, что действует инспирирующе в качестве новой эзотерики и что показывает нам, как те же самые духовные существа, на которых указывали древние египтяне, когда их спрашивали греки об их учителях, как те же самые существа, которые тогда господствовали как Боги, начинают теперь снова господствовать, но желают подчиняться теперь водительству Христа. Люди будут все больше и больше чувствовать, как они могут снова воскресить то, что было до пришествия Христа, в более высоком блеске и виде, на более высокой ступени.

Сознание, которое необходимо современности, которое должно быть усиленным сознанием, быть высоким ответственным долгом перед познанием духовного мира, это сознание может проникнуть в наши души только тогда, когда мы в указанном смысле поймем задачи духовной науки».

Рудольф Штайнер, Духовное водительство человека и человечества. Духовнонаучное рассмотрение развития человечества, Калуга, «Духовное познание», 1992 г., с. 61-64.

 

Замечу, что Рудольф Штайнер обычно не приводит каких-либо проверяемых доказательств своих тезисов, а излагает их так, как «ему видится» и повторяет тезисы много, много раз. В психологии это называется «внушением», но не научными данными.