Закон тайноведения по Рудольфу Штайнеру

«Человек, желающий только наслаждаться частой сменой впечатлений, притупляет свою способность познания.

Тот же, кто испытав такое наслаждение даёт ему после этого раскрыть себе нечто, тот развивает и воспитывает свою способность познания. Но он должен приучить себя не только вызывать в себе отзвук этого наслаждения, но путём отказа от дальнейшего наслаждения перерабатывать пережитое в нём своей внутренней деятельностью.

Здесь кроется исключительно опасный подводный камень. Вместо того, чтобы работать в себе самом, легко можно впасть в обратное и пожелать ещё раз, пусть задним числом, до конца исчерпать наслаждение.

Не следует недооценивать то обстоятельство, что здесь перед учеником открываются необозримые источники заблуждения. Ибо он должен пройти через сонмы душевных искусителей. Все они хотят сделать его «Я» чёрствым, замкнуть его в себе самом.

А он должен раскрыть его для мира. Правда, он должен искать приятных впечатлений; ибо только через них подходит к нему внешний мир. Притупляя себя для наслаждения, он становится подобным растению, которое больше не может привлекать к себе из своего окружения питательных веществ.

Но, останавливаясь на подобных чувственных восприятиях, он замыкается в самом себе. Он сохраняет тогда какое-то значение только для себя и никакого - для мира. Как бы ни жил он тогда в себе, как бы сильно ни развивал свое «Я» - мир выключает его из себя. Для него он мёртв. Ученик рассматривает доставляющие ему удовольствие впечатления только как средство облагородить себя для мира. Удовольствие является для него вестником, поучающим его о мире; но после этого обучения через удовольствие он спешит дальше, к работе. Он учится не для того, чтобы накоплять изученное как сокровище своего знания, но для того, чтобы отдать его на служение миру.

Это - основной закон любой школы тайноведения, и его нельзя преступить, если мы хотим достичь какой-либо цели. Любое тайное обучение должно запечатлеть его в сознании своего ученика. Он гласит:

Каждое познание, которого ты ищешь только для обогащения твоего знания, только для того, чтобы накопить в себе сокровища, отклоняет тебя от твоего пути; но каждое познание, которого ты ищешь с тем, чтобы стать более зрелым на пути облагорожения человека и развития мира, ведёт тебя вперед.

Этот закон неумолимо требует своего соблюдения. И нельзя стать учеником, прежде чем этот закон не сделался путеводною нитью жизни - истину духовного ученичества можно выразить в краткой форме: Каждая идея, которая не становится для тебя идеалом, убивает в твоей душе некую силу; но каждая идея, ставшая идеалом, создаёт в тебе жизненные силы».

 Рудольф Штайнер, Как достичь познания высших миров?, Ереван «Ной», 1992 г., с. 20-21.

 

Система целей творческой личности по Г.С.  Альтшуллеру