Дионисийский культ и катарсис

«… ранний дионисийский ритуал, его социальная функция была в основном катартической, в психологическом смысле этого слова: он очищал человека от тех вредоносных иррациональных импульсов, которые, когда их накапливалось слишком много, прорывались, как и в других культурах, в форме маниакальных плясок и сходных с ними  проявлений коллективной истерии; проще это было делать, облекая их в форму ритуала.

Если это так, то Дионис в архаическую эпоху был так же социально необходим, как и Аполлон; каждый из них обслуживал присущим только ему особым способом страхи и беспокойства, свойственные «культуре вины».

Аполлон обещал безопасность: «Пойми, человек, кто ты есть; делай то, что говорит тебе Отец, и будешь храним в будущем».

Дионис даровал свободу: «Забудь о различиях, и ты обретёшь единство; вступи в общество вакхаитов, и будешь счастлив прямо сегодня». Дионис был, главным образом, богом радости […]

Радости культа Диониса были доступны всем, даже рабам и тем свободным, которые порывали со старыми родовыми культами.

Аполлон всегда был богом высшего общества: от дней покровительства Гектору до дней, когда он канонизировал  атлетов-аристократов. Дионис же во все периоды был богом простонародья.

Радости Диониса были весьма разнообразны: от незамысловатых удовольствий деревенских жителей, буйно выплясывавших на засаленных бурдюках, до экстатических вакхических действ.

Но на обоих этих уровнях и на всех уровнях, лежащих между ними, Дионис выступал как Lysios, «Освободитель» - бог, который, если вы прибегните к довольно простым средствам или же средствам не столь простым, способен на короткое время дать вам возможность перестать быть самим собой, и таким образом сделать вас на это время свободными.

В этом, по моему мнению, состоит главный секрет роли Диониса в архаическую эпоху - не только потому, что жизнь в этот период и в самом деле часто была такой, что от нее хотелось бежать, но и особенно потому, что человек, каким он известен современному миру, впервые выделился в ту эпоху из рамок древней семейной солидарности и очутился под гнётом неведомого ему ранее бремени личной ответственности, которое с трудом мог переносить. А Дионис был способен облегчать ему это бремя, ибо был тем Владыкой Волшебных Иллюзий, который мог заставить расти из корабельной доски виноград и вообще даровал своим почитателям способность смотреть на этот мир как на мир, которого на самом деле нет.

Как говорят скифы у Геродота, «Дионис делает людей безумными» - что, видимо, могло означать состояния, случающиеся с человеком вследствие того, что он «позволяет себе» становиться «одержимым». Целью дионисийского культа был ekstasis - нечто имеющее место, когда человек «выходит из себя» и входит в состояние глубинного изменения своей личности.

Психологической функцией экстаза было удовлетворение и облегчение выхода на поверхность импульса, снимающего с человека чувство ответственности, импульса, который присущ нам всем и который, при определённых социальных условиях, может превращаться в навязчивое желание.  […]

С включением дионисийского культа в гражданскую религию катартическая функция постепенно была подавлена другими его элементами. Кажется, катартическую традицию развивали какое-то время частные дионисийские ассоциации.

Но в основном исцеление несчастных перешло в классическую эпоху в руки других культов. Мы располагаем двумя списками сил, которые в конце V века до н.э. ассоциировались с психическими или психо-физическими расстройствами - Дионис, что примечательно, не фигурирует ни в одном из них.

Один из этих списков содержится в «Ипполите», другой - в трактате «О священной болезни» Эврипида».

Эрик Доддс, Греки и иррациональное, М.-СПб, «Университетская книга», 2000 г., с. 86-87.