Популярные ресурсные роли по Е.Л. Михайловой

Ниже излагаются наблюдения, полученные в ходе речевого тренинга, а именно техника работы  с «…ресурсными ролями, использующая сверхреальность (surplus reality).

Участникам группы предлагается «подумать о тех персонажах - будь то исторические, мифологические, сказочные или реально существующие, - «в чьей манере говорить и выступать ярко, полно и даже в избытке представлено то, чего не хватает вашей речевой манере».

В контексте устанавливающегося на любом тренинге взаимопонимания формулировка может быть ещё короче и проще: у них есть то, чего вам не хватает, а хотелось бы добавить. Любопытно уже то, что все группы, получавшие это задание, сразу воспринимают его как понятное, интересное и ориентированное на практический результат. Разумеется, вспомнить и представить себе персонаж недостаточно - предлагается его сыграть, то есть войти в его роль, воплотить её. Чтобы это произошло, порой бывает необходима подготовительная «репетиционная» работа (разогрев в роли), а игровой результат часто превосходит все ожидания и заслуживает отдельного разбора. Однако, прежде чем говорить о том, как эти роли играются, следует остановиться на самом выборе ресурсных персонажей и области поиска этого ресурса. Разумеется, какое-то место в этих списках занимали и популярные телеведущие, и блестящие лекторы времен собственного студенчества, и кинозвезды.

Но наиболее популярными в практике последних пяти лет (а это более 200 участников) оказались:

- персонажи, обладающие властью и харизмой (Юлий Цезарь, Пётр Первый, Наполеон, Сталин, Гитлер, Черчилль; женские фигуры этого ряда представлены Екатериной Великой, Елизаветой Английской, Маргарет Тэтчер);

- животные - как правило, крупные, могучие, зачастую хищные (Змей Горыныч, Каа, Минотавр, Лохнесское Чудовище, Король Лев, Багира и другие представители семейства кошачьих);

- фантастические существа, отличающиеся непобедимостью, вездесущим «характером присутствия», могуществом таинственной, сверхчеловеческой природы (Призрак, Кощей, Джинн, Панночка, Мерлин, Снежная Королева, Воланд, Вещий Старец, Зевс, из более «земных» - Кио и Вольф Мессинг);

- персонажи острохарактерные, эксцентричные, неуправляемые и провокативные, спектр окрасок и акцентов здесь довольно широк (Рыжий Клоун, Обезьяна, Жириновский, Карлсон, Фаина Раневская, певица Мадонна, Могильщик из «Гамлета», Олег Попов, Иван-дурак, Алла Пугачёва, Пеппи Длинныйчулок, Старуха Шапокляк).

Прежде чем от этого «парада-алле» можно будет взять малую, целебную дозу, он должен быть развернут и сыгран «во всей красе». «Краса» вызывает довольно сложные чувства: не делясь никакими биографическими сведениями и находясь под защитой условной, игровой ситуации, человек наконец-то может заговорить так, как хочется, - сделать то, чего его душеньке угодно. И вот что ей, оказывается, угодно...

Когда вышколенная барышня-менеджер превращается в надзирательницу концлагеря, банкир начинает жеманно ворковать о моде и безделушках, а застенчивый эксперт-аналитик, грохнув кулаком по столу, требует выдать изменников, злоумышлявших на его царскую власть, это бывает так неожиданно и так по-своему верно, что группе становится даже несколько жутковато.  […] Это скорее похоже на впечатление от «страшилок» - иммунизация, выведение на свет того, чего мы в себе и боимся, и желаем. Связь смешного, неподконтрольного, таинственного и ужасного здесь очевидна: боги, диктаторы, животные и клоуны оказались в одном поле, одном  пространстве. И эта область выбора ресурса отчетливо указывает на его компенсаторный характер: как сказал по поводу этой игры один руководитель департамента, «они такие, им можно». Вот какого рода дефицит делает именно эти образы столь привлекательными: им можно! Излишне напоминать, что в полном объеме такие роли в жизни нам не требуются, - и, возможно, оно и к лучшему.

Если говорить о практической реализации того, что можно получить в такой игре, то, во-первых, важна сама возможность выхода за пределы своих речевых и пластических стереотипов - притом  выхода по собственному выбору, на свой вкус. Качество исполнения ресурсных ролей обычно бывает гораздо выше, чем ожидают сами участники, - оно, конечно, не оценивается, но замечается и удивляет.

Похожий эффект резкого и неожиданного улучшения выразительности и самочувствия дают и другие любимые мной «развивающие игрушки» - выступление на тему, в которой ровным счетом ничего не смыслишь (надо придумать «ход» и придать своему сообщению интересную, удерживающую внимание аудитории форму); выступление, хуже которого просто не бывает, с нереальной концентрацией типичных ошибок, или «Музей речевых масок», о котором речь пойдет чуть позже, поскольку в нем идея ретроспективы речевых ролей реализуется напрямую. При работе же с ресурсными ролями следующий шаг - маркировка тех элементов роли, которые позволят «протащить» её в реальность в допустимой, адекватной и поэтому «гомеопатической» дозе. При всей экзотичности нашего паноптикума в каждой роли есть нечто, что может быть выражено намеком, оттенком, и дать не только интересную окраску, но и несколько другую позицию в контакте. Кошачья плавность и сдержанная мощь Багиры не обязательно должны соединяться с киплинговским текстом и не предполагают буквального изображения пантеры. Молодые женщины, выбирающие этот образ, при описании «прозой» своих речевых проблем говорят о недостатке уверенности и властности, которые вроде бы и в характере есть, и по должности необходимы, но не находят выражения, формы: превращаться в «тётку-начальницу», каких немало, очень не хочется, как и походить на коллег-мужчин. Практическая работа по подбору выверенной «малой дозы» ресурсной роли делается уже на реальном материале, и делается обычно легко и с удовольствием. Ещё бы, ведь в ней есть личный смысл, тайная свобода и выход из привычных ограничений. Кроме того, это новый опыт самостоятельного, авторского использования ролевой модели, то есть творческого отношения к собственному поведению, активного (а не реактивного) его построения.

Любопытно также отметить, что ресурсные роли даже в виде «следов» изменяют и характеристики речи как таковой, - «Багиры» всегда становились менее многословны, переставали «трещать» сбивчивой школьной скороговоркой, как по волшебству начинали держать паузу, четко акцентировать главное и договаривать мысль до конца. Без единого замечания и запрета, заметим в скобках. Что же касается устойчивости этих результатов - что ж, проблема сохранения новых навыков и умений в тренинговой практике есть всегда. И весьма возможно, что самостоятельно выбранное и сыгранное органично и с удовольствием имеет лучшие шансы выжить, чем «поставленное». (У профессора Хиггинса, придерживавшегося более традиционного педагогического подхода, и времени было побольше, и ученица была «мотивирована» перспективой смертной казни в случае неуспеха. Однако и он формировал образ «настоящей герцогини», а не «леди из цветочного магазина», как поначалу запрашивала Элиза.)».

Михайлова Е.Л., Вчера наступает внезапно. Психодрама и культура повседневности, М., «Класс», 2009 г., с. 163-167.