Разотождествление личности по Роберто Ассаджиоли [продолжение]

Начало »

 

3. Постижение своего истинного «Я» - выявление или создание объединяющего центра. На предыдущем этапе человек постигал свою личность, работал с ней методом анализа и разложения её на части. Его задачей было осознание собственной идентификации. Задача настоящей стадии - выявить такой объединяющий центр, сущность которого отражала бы желания и потребности человека на новой стадии его развития. Сущность этой работы - создание идентификации нового порядка. Р. Ассаджиоли пишет, что люди, которые не могут постичь своё истинное «Я» в его чистой сущности, могут создать идеальный образ совершенной личности, соответствующей их масштабу, стадии развития и психологическому опыту, а затем начать практически воплощать его в жизнь. Кто-то может стремиться к идеалу художника, который реализует и выражает прекрасное. Главный интерес и смысл его существования будет заключаться в искусстве, которому он будет отдавать свою жизненную энергию. Для других идеал ограничен чисто человеческим стремлением быть хорошим отцом или матерью. В любом случае идентификация нового порядка должна отображать стремления человека на данный момент времени, и именно в этом будет заключаться для него процесс развития.

4. Психосинтез: формирование, или перестройка, личности вокруг нового центра. После того как выявлен объединяющий центр, появляется возможность построить вокруг него новую личность - органичную, внутренне согласованную и объединенную в одно целое. Это и есть собственно психосинтез, также включающий несколько стадий, указывает Ассаджиоли.

Прежде всего необходимо разработать план действий, сформулировать «внутреннюю программу». На этом этапе исключительно важно мысленно представить свою Цель, т. е. новую личность, к созданию которой человек стремится, и ясно осознавать задачи, возникающие в связи с её достижением.

Как только выбор идеальной модели сделан, начинается практический психосинтез, собственно формирование новой личности. Эта работа может быть разделена на следующие части:

Использование доступной энергии. Сюда относятся: силы, высвободившиеся в результате анализа и дезинтеграции бессознательных комплексов; скрытые и до сих пор пренебрегаемые тенденции, существующие на различных уровнях психики. Чтобы использовать эти бессознательные силы, многие из них нужно «трансмутировать», превратить в нечто иное. Это становится возможным благодаря свойственной им пластичности и изменчивости. Фактически такая трансмутация протекает в нас постоянно. Подобно тому, как энергия тепла превращается в энергию движения или электроэнергию и наоборот, наши эмоции и влечения превращаются в физические действия или деятельность ума и воображения. И наоборот, идеи возбуждают эмоции или превращаются в планы, а затем в действия. Случаи таких трансмутаций наблюдались и отмечались многими людьми. Важные положения и примеры, касающиеся теории и практики преобразования внутренних энергий можно найти в индийской йоге, христианском мистицизме и аскетике, трудах по духовной алхимии, а некоторые моменты этого явления были освещены психоанализом. Таким образом, люди располагают достаточной основой для формирования науки о психических энергиях (психодинамики), а также надежных методик, способных производить желаемые изменения в нас самих и других людях.

Развитие недостающих или недостаточно развитых для достижения нашей цели сторон личности. Такое развитие может осуществляться двумя путями: с помощью методов вызывания и самовнушения или с помощью систематической тренировки неразвитых психических функций (таких, как память, воображение, воля) - тренировки, наподобие той, что применяется, например, когда человек занимается физической культурой или при наработке технических навыков пения, игры на музыкальных инструментах и т.д.

Согласование и соподчинение (координация и субординация) различных психических функций и энергий, создание устойчивой структуры личности».

Смолова Л.В., Методы работы с воображением: основы психосинтеза, СПб, Изд-во СПбГУ, 2008 г., с. 17-21.

 

Система целей творческой личности по Г.С. Альтшуллеру

Интеллектуальные умения и навыки по И.Л. Викентьеву