Общая Теория Творчества по А.А. Коблякову

««Из всех тайн мира самая главная - тайна творчества»

С. Цвейг

 

1.1. До сих пор в научном знании отсутствует Общая Теория Творчества. Причина этого ясна, поскольку в основе научного мышления лежит логика, квинтэссенция рационального знания. Напротив, характерными чертами творческого процесса являются иррациональность и интуитивность - антиподы логики и рационального знания. Возможно ли «соединить несоединимое»?

Оппозиция «логика-интуиция» рассматривается в ряде работ разных авторов (Ч. Сноу, Е. Фейнберг, В. Налимов, Ю. Лотман и др.). При этом принципиальная несводимость интуиции к дискурсивно-логическим моделям считается общеизвестным фактом. Отсюда делается вывод: научной теории творчества быть не может. Это мнение разделяет абсолютное большинство современных учёных. Получается парадоксальная ситуация. С одной стороны, как указано выше, рационально-логически познать творчество невозможно. С другой - дальнейший прогресс науки невозможен без такого познания. Это понимают многие учёные. Так, например, в ставшей уже классической работе В. В. Налимова: Налимов В.В. Спонтанность сознания, М., Изд-во «Прометей» МГПИ им. Ленина, 1989 г., с. 5,  в перечне самых важных проблем научного знания заявлено (пусть в осторожной форме) и моделирование творческого процесса: «Как возможна единая модель, задающая творчество в самом широком его понимании, включающем развитие как ноосферы, так и биосферы?». Выходит, универсальная модель творчества в принципе всё же возможна?

1.2. Начнём с определения. Одно из наиболее общих определений творчества такое: «Творчество есть процесс решения проблемы с рождением нового качества, нового результата» […] Однако такое определение слишком общо. В нём нет рациональной компоненты, отразившей бы механизм именно творческого решения проблемы, нет ключика к логическому осмыслению творчества.

Как известно, под проблемой обычно понимается противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в научном объяснении или художественном описании каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая специальных способов для её разрешения (например, это - задолго до цитируемой статьи - подробно излагалось Г.С. Альтшуллером в книгах по ТРИЗ - Прим. И.Л. Викентьева). Таким образом, проблемная ситуация инициируется исходным противоречием (противопоставлением). Что значит «творчески решить проблему» (устранить противоречие)?

Творчество всегда парадоксально; выявив противоречия, оно стремится к их синтезу, преодолевая тем самым извечную дуалистичность Бытия. Именно в таком синтезе антитез, переводящем оппозиции в дополнительности и соединяющем, казалось бы, несоединимое - специфическая особенность именно творческого решения проблемы. Как показали исследования, стратегия обыденного сознания в проблемной ситуации (наличие взаимоисключающих утверждений) сводится к простому отбрасыванию одной из альтернатив, то есть к редукции. Также действует и ЭВМ. В свою очередь, стратегия синтеза, объединение альтернатив характерна как раз для творческого сознания, что в корне отличает eгo от ЭВМ.

Эта особенность креативного сознания хорошо знакома психологам. Так, например, существует целый ряд методик, позволяющих оценивать творческий потенциал личности по её способности к объединению противоположностей, например, «тесты, базирующиеся на понимании креативности как ассоциации наиболее удаленных элементов восприятия». (В дальнейшем под устранением противоречий мы будем понимать только творческое устранение противоречий) (Часто используемый термин в публикациях других многочисленных авторов - «разрешение противоречий»  - Прим. И.Л. Викентьева).

Акцент на такой способности к синтезу как характерном свойстве творческого процесса допускает уже иные, более конструктивные формулировки сути творчества. Так, например, А. Уайтхед в книге «Процесс и реальность» (1929 г.), называя творчество «наиболее универсальной из универсальных сущностей» и «предельным метафизическим принципом», пишет далее следующее: «Предельный метафизический принцип состоит в переходе от дизъюнкции к конъюнкции, образовании новой сущности, отличной от данной в дизъюнкции».

Напомним, что переход от дизъюнкции к конъюнкции означает переход от разделительного высказывания к соединительному, от противопоставления (разделения) свойств, процессов, явлений к их синтезу (соединению). Таким образом можно более строго сформулировать квинтэссенцию творческого процесса: от противопоставления альтернатив - к их объединению. В свете этого высказывания можно дополнить прежнее определение творчества, внеся в него уточняющую логическую компоненту:

Творчество есть процесс решения проблемы через переход от дизъюнкции к конъюнкции с рождением нового качества, нового результата (синтез антитез, образующий «новую сущность»).

Как же происходит переход дизъюнкции в конъюнкцию, оппозиции в дополнительность, как разрешаются противоречия, устраняются парадоксы, как антагонисты становятся партнёрами, конкуренты - союзниками? Как КОНКРЕТНО происходит синтез антитез? Конструктивного ответа нет до сих пор […] Ни в естественнонаучном, ни в гуманитарном знании нет рациональной модели этого перехода, составляющего, по определению, саму суть творческого процесса. (Модель подобных переходов (множественное число), задолго до появления цитируемой статьи, давно была построена в рамках ТРИЗ Г.С. Альтшуллера  - Прим. И.Л. Викентьева).

Итак, подведём предварительные итоги. Выясняется, что решение затронутой нами проблемы (построение Общей Теории Творчества) включает решение ряда взаимосвязанных в определенном порядке подпроблем, а именно: для того, чтобы создать общую теорию творчества, необходимо построить её опорный каркас - логику творчества; однако это невозможно без конкретной и ясной модели синтеза антитез (перехода дизъюнкции в конъюнкцию); искомая модель должна, очевидно, репрезентировать особый тип отношений, характеризующий саму суть творческого процесса; эти особые отношения должны быть выявлены на достаточном количестве доступных пониманию примеров».

Кобляков А.А., От дизъюнкции к конъюнкции (контуры общей теории творчества), в Сб.: Языки науки – языки искусства / Общ.. ред. З.Е. Журавлёвой, В.А. Копицка, Г.Ю. Ризниченко, М., «Прогресс-Традиция», 2000 г., с. 203-204.

 

Будущее ТРИЗ-ТРТЛ по Г.С. Альтшуллеру.

 

  Ваша подписка на видеоканал «ТРИЗ / TRIZ: ДОСТИЖЕНИЯ и ОШИБКИ»