Приемы аттракционов по С.М. Эйзенштейну - А.И. Липкову

«В 1923 году С.М. Эйзенштейн, тогда ещё молодой театральный режиссёр, изложил в статье «Монтаж аттракционов» свою программную концепцию сущности художественного воздействия театрального спектакля на зрителя. Позже эта теория была обобщена им на другие виды художественных произведений.

Сущность художественного воздействия сводилась им к присутствию в произведении определённым образом организованных элементов, названных им аттракционами, которые подвергали зрителя «...чувственному психологическому воздействию, опытно выверенному и математически рассчитанному на определенные эмоциональные потрясения воспринимающего». Новый для того времени термин «аттракцион» (в вышедшем тогда словаре Брокгауза и Эфрона было только слово «аттракция» - притяжение) сегодня в контексте синергетического мировоззрения звучит необыкновенно современно и актуально, поскольку родственное слову «аттракцион» слово «аттрактор» является одним из основных понятий в теории самоорганизации. Аттракцион художественного произведения с позиций синергетики означает область притяжения его сюжетного развития, или область притяжения внимания при художественном восприятии (о закономерностях формирования непроизвольного внимания в художественном восприятии мы более подробно остановимся в следующей главе). Сейчас же попробуем проанализировать структурно-функциональную организацию аттракционов с позиций теории самоорганизации, следуя классификации, предложенной А.И. Липковым.

Аттракцион-неожиданность. Этот аттракцион создается на идее противоречия принципу Анохина, когда реальное, реализовавшееся событие диаметрально противоположно прогнозируемому (часто этот прогноз строится на основе существующих стереотипов). Структура такого аттракциона - временная структура бифуркационного типа, когда в привычном поведении некоторой системы создается качественно новый режим поведения. По сути дела происходит фазовый переход от одной привычной формы к другой (ещё непривычной). Вероятность реализации многих аттракционов в обычных условиях очень мала, и потому многие аттракционы можно считать мощными источниками информации. В самом деле, количество информации, получаемой нами от события, вероятность осуществления которого близка к нулю, очень высока. Поскольку для многих аттракционов вероятность их осуществления в жизни близка к нулю или равна нулю, можно говорить об аттракционах как о своеобразных «информационных бомбах» в структуре художественных произведений.

Аттракцион-рекорд. Это один из наиболее древних видов аттракционов и восходит к знаменитым Семи чудесам света. Почему этот вид аттракционов один из наиболее распространенных? Потому что его осуществление всегда находится на границе технических, инженерных, научных, физиологически, психических и т. д. возможностей. Без рекордов не было бы ни  научно-технического, ни общественного прогресса. Любая эволюция, любое развитие проходит через критические точки, которые можно назвать рекордами. Это могут быть рекордные значения созданного магнитного поля (как в экспериментах П.Л. Капицы и А.Д. Сахарова), это могут быть спортивные рекорды, это могут быть курьезные рекорды и т. д., но в основе всех таких достижений лежит присущее только человеку стремление выйти за пределы возможного. По сути дела, установление рекорда - это своеобразный фазовый переход, где параметр порядка - рекордная величина - подчиняет себе поведение, мысли, действия людей, и именно эта величина испытывает в момент побития рекорда скачкообразное изменение.

Аттракцион-чудо. Происходит реализация запрещённых законами природы состояний, мы как бы имеет дело с фазовым переходом «невозможное - возможное». В русском фольклоре, например, в былинах, если герой покидает свой дом без каких-либо особых причин, существует большая вероятность, что в дороге он встретится с чудом (чудовищем, необычным явлением и т. д.), которое будет играть роль аттрактора в его маршруте. Это чудо активизирует героя и вовлечет его в следующий этап сюжетного развития.

Чудо часто выступает в художественном произведении в качестве параметра порядка. Помимо искусства такого типа параметры порядка широко распространены в религиозных учениях. Аттракцион-казус. К этому типу аттракционов относятся редкие, исключительные события, возникшие спонтанно и непреднамеренно. Очень часто такие события представляют собой спонтанную самоорганизованную структуру в виде гигантской флуктуации вблизи критических неустойчивых режимов, например, в общественной системе на грани военных конфликтов. В дипломатии существует термин «казус белли» - т. е. казус, ставший поводом для объявления войны.

Аттракцион-тайна. Этот аттракцион относится к самоорганизационным явлениям в информационной сфере и связан с нарушением границ нашего знания. Детектив все время находится в критической области на границе тайного и явного. В финале детективной истории происходит информационный фазовый переход «тайное - явное».

Аттракцион-запрет, аттракцион-скандал. В таких аттракционах происходит реализация состояний, запрещённых моральными, этическими, религиозными и т. п. нормами, и по своей структуре эти аттракционы аналогичны аттракциону-чуду.

Аттракцион-бимодальность. В фильме «Робот-полицейский» («Robocop») главный герой может находиться в двух состояниях: обычного человека и робота, а сюжет построен по сути дела на фазовых переходах между этими двумя состояниями. В сущности такова же идея сюжетного развития фильмов «Человек-амфибия», «Бэтмен» («Batman»), «Терминатор» и многих др. Бимодально состояние героев в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор», в фильме «Полосатый рейс», в сказке Андерсена «Гадкий утёнок».


Продолжение »