Модель искусства как создание неоднозначности по И.А. Евину

«По свидетельству друзей, Нильс Бор в последние годы своей жизни много размышлял о природе этой неоднозначности. Им была даже предложена некая математическая аналогия этого явления с теорией многозначных функций (из теории функций комплексного переменного). Однако до сих пор не удалось создать достаточно содержательной математической модели неоднозначности в лингвистике, поэтому все дальнейшие соображения носят в основном качественный характер, хотя и намечают возможный путь исследований.

В детективах Агаты Кристи напряжённое внимание читателя до самой развязки сюжета поддерживается тем, что многие фразы и действия персонажей допускают неоднозначную интерпретацию. Сама Агата Кристи так формулирует один из основных принципов своего творчества: «Ведь вы знаете, что я не обманываю. Я просто говорю нечто такое, что можно истолковать двояко».

Анализируя творчество Уолта Диснея, С. М. Эйзенштейн обратил внимание на удивительную пластичность и полиморфность его персонажей. В мультфильме «Подводный цирк» спрут легко становится слоном, рыба - тигром. Звери, птицы, рыбы Диснея имеют обыкновение растягиваться и сжиматься, легко изменять свои формы. В этих свойствах персонажей Диснея легко угадывается природа актёрского искусства.

Итак, мы рассмотрели два различных типа неоднозначности: визуальную (типа неоднозначного изображения «молодая девушка - старая леди») и смысловую, наиболее ярко проявляемую в двусмысленных комических высказываниях (об этом подробнее речь пойдёт позже). Актёрское искусство по своей природе также неоднозначно, и соответствующая бимодальность имеет смешанную структуру: визуальную и смысловую. Предлагаемые ниже рассуждения, как и в случае лингвистической смысловой неоднозначности, носят качественный характер.

Исходной фазой актерской бимодальности является изначальная психофизиологическая природа актёра: его пол, возраст, внешние данные, голос, тип психики и т.д. Вторая фаза - это собственно его роль, ее психофизиологические характеристики. Ясно, что эти две фазы никогда не совпадают. Для актерского искусства можно выделить две полярные возможности:

1) Актёр представляет собой яркую индивидуальность, имеет оригинальную внешность, уникальные психофизиологические данные. В этом случае актёр обычно полностью подчиняет себе вторую фазу - роль. Обычно актеры именно такого типа наиболее популярны, их имена широко известны: Ален Делон, Арнольд ШварценеггерЮрий Никулин и др. Как правило, таких актёров довольно часто пародируют.

2) Актёр, в совершенстве владеющий искусством перевоплощения и не обладающий какими-либо яркими природными внешними данными. К актёрам этого типа можно отнести Лоурен-са Оливье, Алекса Гиннеса, Иннокентия Смоктуновского. Таких актёров очень трудно пародировать.

Лотман отмечает, что в кинематографе в большей степени, чем в театре зритель видит не только роль, но и актёра. Наблюдая игру известного актёра, мы поочередно фокусируем наше внимание либо на облике самого актёра, знакомого нам по другим фильмам, либо на характерных особенностях роли, которую играет этот актёр. Именно такая осцилляция внимания есть причина того, что применительно к актёрскому искусству мы используем слово «игра».

Игра является одной из органических потребностей психики человека и некоторых высших животных. Умение играть заключается в овладении некоторым «двуплановым» (по терминологии Ю. М. Лотмана), т. е. бимодальным поведением. Например, играющий ребёнок помнит, что перед ним игрушечный тигр и не боится. Но от также считает игрушечного тигра живым. В основе любой игры лежит колебательный, повторяющийся процесс (спортивная игра, игра на музыкальном инструменте, игра в карты и т.д.).

Хотя в научном творчестве мы стремимся разрешать неоднозначности (собственно, основная функция науки заключается как раз в том, чтобы описать окружающий нас мир наиболее точно и однозначно), в науке существуют парадоксы, которые, по-видимому, выполняют в научном творчестве ту же роль, что неоднозначные образы в художественном творчестве.

Поэзия, искусство в целом намеренно и целенаправленно создают неоднозначности, и в этом принципиальное отличие искусства от науки.

Все рассмотренные выше примеры позволяют сформулировать основной принцип композиционного построения художественных произведений: произведения искусства, как и мозг человека, существуют вблизи неустойчивого, критического состояния».

Евин И.А., Искусство и синергетика, М., «Едиториал УРСС», 2004 г., с. 34-35.