Формы и цели терапии творческим выражением по М.Е. Бурно

«1. Индивидуальные беседы (первые 1-2 года от 2 раз в неделю до 1 раза в 2 мес., потом вдвое, втрое реже). Переписка (от нескольких писем в месяц до нескольких в год).

2. Повседневная домашняя работа (изучение художественной и научной литературы, изучение природы, творчество).

3. Группы (открытые) творческого самовыражения в «психотерапевтической гостиной» (Терапия творческим самовыражением в уютной обстановке с чаем, свечами, цветами, музыкой, слайдами, чтением своих рассказов и т.д.). Встречи - 2 раза в месяц параллельно индивидуальным беседам с врачом на протяжении всего курса лечения.

Параллельно всему этому, по надобности, применяются приёмы гипносуггестивной, тренировочной психотерапии, проникнутые внешне тихими, глубокими эмоционально-стрессовыми мотивами, лекарства в небольших дозах.

Терапия творческим самовыражением - самая личностная (в естественно-научном смысле) терапия, и она невозможна без личного контакта с пациентом. Контакт этот имеет серьёзные особенности в зависимости от нозологической группы пациентов, но общее, стержневое - это стойкий человечески-товарищеский мотив в отношениях с дефензивными пациентами, основанный на искреннем интересе к их личностным свойствам, переживаниям, поступкам, к их жизненным обстоятельствам, а не только к симптомам и синдромам. При этом необходимо открыть пациенту собственную личность (в известных границах, с необходимой дистанцией, но с добротой, естественностью). Пациент должен ясно ощущать духовную индивидуальность своего врача, его искреннее желание помочь. Всё это, понятно, возможно при высокой ответственности врача за пациента и способности врача чувствовать и уважать живую духовную индивидуальность пациента - основу его творчества - независимо от того, талантлив пациент или нет.

Терапия творческим самовыражением - это не отвлечение, не развлечение, не лечебное хобби («конёк», увлечённость для себя, на досуге). Многие наши пациенты увлекались фотографией, живописью, писанием рассказов, коллекционированием и т.д. и до нашего лечения. Существо дела тут - в сознательном, целенаправленном выяснении пациентом в процессе терапии творчеством своей индивидуальности, своего места среди людей, «силы своей слабости» и в личностном, творческом самоутверждении. Все это и обусловливает охваченность подлинным смыслом жизни, целебное светлое мироощущение, стойкое и не сравнимое по своей психотерапевтической силе с прежним хобби.

Например, пациент пишет рассказ не только и не столько для того, чтобы написать рассказ, увлечься его писанием, сколько для того, чтобы развивать, обогащать творческую индивидуальность, чувствовать, осознавать её  «изгибы», «нюансы», и всюду, в том числе в житейском общении с людьми, в профессиональном деле, жить, действовать активно-творчески в постоянном поиске своего самого общественно полезного места в жизни. «Не умею я рисовать », -  протестует неопытный пациент, не желая выразить себя в рисунке. «А все же попробуйте нарисовать хоть дом, сквер своего детства, - предлагает врач или более опытный пациент. - Пусть это будет неумело, но по-своему, и тогда подробнее, ярче почувствуете себя самим собой, т.е. человеком, и, значит, ещё  больше сможете сделать в том деле (быть может, профессиональном), к которому особенно способны». Даже пациент, выполняющий механическую, монотонную работу, которую лучше его сможет выполнить автомат, прибор (например, сделать копию чертежа), всё равно делает эту работу с человеческой одухотворенностью, если творческой душой осознает необходимость и благородство этого механического дела, его связь с другими делами, людьми. Наконец, в процессе успешной Терапии творческим самовыражением можно, не приобретя ни одного увлечения на досуге, творчески увлечься исключительно своею профессиональной деятельностью.

Таким образом, в сложном клиническом методе Терапии творческим самовыражением специфические воздействия («механизмы») терапии творчеством (ведущие здесь) тесно и незаметно сплетаются с рациональными (разъяснительными), психагогическими (психотерапевтически-воспитательными) и групповыми воздействиями (механизмами).

Цели метода. 1. Цель медицинская - вызвать стойкое, по возможности необратимое улучшение у дефензивных пациентов, помогая им сделаться «самими собой» - по-своему, творчески активными, полезными членами общества с постоянным прочувствованным пониманием этого как светлого смысла своей жизни.

2. Цель общественная - открыть, привести в действие, раскрепостить скрытые, подчас богатые в дефензивных пациентах резервы общественной, нравственной деятельности.

Задачи метода. 1. Помочь дефензивным пациентам (медицински-просветительными, психологически-типологическими занятиями) узнать, изучить себя среди других людей, диалектически выяснив, уточнив свои душевные особенности и расстройства не только как «слабое », но и как «сильное в своей слабости », общественно-нравственно полезное.

2. Помочь пациентам (на базе личностного психотерапевтического контакта с врачом) различными методиками терапии творчеством (индивидуально и в группе) обрести себя в творчестве.

3. Помочь дефензивным пациентам на основе укрепленной творческой индивидуальности стойко, продуктивно войти в коллективы - трудовые, учебные, бытовые и т.д.».

Бурно М.Е., Терапия творческим самовыражением (отечественный клинический психотерапевтический метод), М., «Академический проект»; «Альма Матер», 2012 г., с. 60-65.