Возможность развития личности в университете по оценке А.С. Запесоцкого

«Студенты часто не осознают главного. Университет - это не просто то место, где преподаются стандартные профессиональные технологии - такое заведение называется профессиональным училищем, ПТУ. В вузе результатом работы является не профессия, это было бы слишком мало и просто. Итогом работы высшего учебного заведения становится сформированная человеческая личность. Если хотите, результат работы Университета - новое состояние сознания. Продукт, который получает студент, - это мозг, который начинает работать совершенно по-иному, а также душевные и нравственные качества.

К чему сегодня стремится Россия? Несмотря на все сложности, мы идём к социальной и экономической структуре современного индустриально развитого общества. Что произошло с университетами? Первоначально они были рассчитаны на людей, внутренне ориентированных на науку, на получение знания не для того, чтобы стать богатыми, получить дворянский статус, а в первую очередь потому, что им было интересно.

Университет - это структура, предназначенная для любопытных, а, как известно, элита общества любой страны состоит именно из таких людей. Я могу посмотреть на молодого человека, пообщаться с ним 10 минут и сказать, суждено ему быть в элите или нет.

Первый критерий - наличие любопытства, интереса к жизни, к её различным явлениям.

Университеты, первоначально рассчитанные на будущих учёных, потом преобразовались в огромные учебные заведения, в них стало учиться по 20 тыс. человек, а 20 тыс. Ломоносовых даже во всём Северо-Западном регионе России не наберётся. Туда стали принимать как в обычные вузы, и при таких объёмах набора и выпуска университеты постепенно превратились в кузницы педагогических кадров, поскольку их выпускники шли не в науку, а в средние школы. Но есть определённая последовательность образования - от общенаучных, фундаментальных знаний к общепрофессиональным и далее к специальным.

А у студента на I курсе наступает разочарование, он говорит: «Да я вообще не за тем пришёл. Где моя специальность?» До нас жили миллиарды людей, добивались каких-то результатов и двигались дальше. Движение вперёд было связано только с тем, что каждый человек не копировал путь своих родителей и других предшественников. Современная молодёжь должна пойти дальше них. Огромное количество моделей человеческого поведения существовало до нас. Люди решали, в общем-то, те же проблемы, что и современные студенты, но в других условиях. Из этого можно как минимум извлечь некоторые уроки. Что происходит с человеком-функцией, например, при изучении литературы? Зачем, спрашивает он, мне нужны Пушкин, история русской, зарубежной литературы? Он ставит перед собой задачу: сдать экзамен; сдаёт - и забывает. При этом он «аргументирует»: «Меня в школе всем этим пичкали до тошноты». Человек будущей элиты с тем же материалом поступает совершенно по-другому. Литература - это колоссальное количество моделей поведения, так же как теория культуры или искусства, социология, психология и т.д.

Мы всегда в процессе становления присваиваем чужие образы, смотрим на других, проецируем их образы на себя, как на экран. Мы выбираем для себя ценности, модели и стили поведения. При этом многое зависит от того, осознанно или неосознанно это происходит, упрощает себе жизнь человек или, наоборот, задает вопросы, думает, сравнивает. Мы всегда выбираем значимые для нас или, как говорят учёные, референтные образы, формируя некий идеал.

Чаще всего это комбинация из многих образов и моделей поведения: что-то берется от родителей, что-то - из книг, фильмов. […]

В заключение хочу сказать о проблеме иногородних и петербуржцев. Я уже предостерёг тех, кто приехал из других городов, от стремления к лёгким успехам. Развитие личности зависит от посещений филармонии и картинных галерей. Если к концу I курса студент не знает, где находятся Эрмитаж и Мариинский театр, то был ли смысл приезжать в Петербург?

К тем, кто вырос здесь, обращаюсь с другими советами. Прежде всего не надо смотреть на иногородних свысока: зачастую именно приезжие имеют лучшие способности и более сильный характер, что помогает им двигаться по служебной лестнице. В деловой жизни не последнюю роль будет играть круг контактов, и хорошо, если в этом круге окажутся сверстники, те, с которыми вместе учились и поддерживаете добрые отношения. Это даже более важно, чем поддержка родителей, так как по звонку сейчас редко берут на работу. Иное дело - товарищи по учёбе. Есть и другая причина, по которой нельзя задирать нос. Историческая перспектива примерно такова: иногородние ребята объективно подготовлены хуже, потому что в их родных городах нет такой богатой культурной базы, как у нас, да и школы, к сожалению, часто не дают такого хорошего образования, как петербургские. Но к середине учебы уроженцы других городов практически во всём догоняют петербуржцев, а к концу - обгоняют. Никакой мистики тут нет.

Исследованиями доказано, что человек, прибывший в новое место, особенно из села или небольшого города в столицу или просто в крупный город, в 3-5 раз быстрее делает карьеру, чем тот, кто тут родился. Это связано с тем, что у них есть энергия завоевания своего места, есть понимание необходимости концентрации усилий на достижении цели.

Огромное количество людей, занимающих ключевые посты в этом городе, а теперь и в стране, между прочим, не являются коренными петербуржцами. Откройте справочник «Кто есть кто» и посмотрите, кто из них здесь родился. Таких меньшинство. Человек, который приехал из другого города, с самого начала полагается только на самого себя (больше не на кого) и вынужден быть активным».

Запесоцкий А.С., Гуманитарный университет как модель будущего (Лекция прочитана в День знаний 1 сентября 2003 г. в СПбГУП), в Сб.: Научные основы развития образования в XXI веке: 105 выступлений членов Российской академии образования в СПбГУП, Изд-во СПбГУП, 2011 г., с. 493-497.