Способы обучения животных в природе по Ж.И. Резниковой

«В природе чаще всего наблюдаются формы социального обучения, более простые, чем подражание и имитация. Они привлекали меньше внимания и явно недооценивались до недавнего времени.

Заразительное поведение (contagious behaviour; Zentall, 1996) - самая простая форма социального обучения, которая может быть описана следующим правилом: «если все бегут, я бегу тоже». Дело в том, что стимулы, порождаемые исполнителями определенных поведенческих актов, входящих в типичный для вида (или группы видов) поведенческий репертуар, служат для окружающих сигналом вести себя так же. Тревожные движения в стаях, дружная акустическая активность - «хоры» относятся к заразительному поведению. Яркие примеры заразительного поведения у человека - это зевота и смех.

«Социальное облегчение» (social facilitation) - очень важная форма социального обучения. Она заключается в том, что в присутствии сородичей животные проявляют различные реакции (пищевые, оборонительные, поисковые) или целые поведенческие стереотипы с большей лёгкостью, чем в одиночку. Это широко распространённая и наиболее универсальная форма социального обучения. Первоначально этот феномен был описан для групп людей, в которых склонность к выполнению той или иной формы поведения облегчается в присутствии «демонстратора» (Zajonc, 1965). Адаптируя этот термин к поведению животных, исследователи рассматривают в качестве основного фактора, облегчающего проявление того или иного поведения, уменьшение страха, тревожности в присутствии сородичей (Clayton, 1978).

Облегчение ответа (response facilitation) - близкое понятие к социальному облегчению, но более узкое. Если наблюдение за поведением сородичей приводит к более частому, чем обычно, проявлению той или иной формы поведения у наблюдателя в ответ на какой-либо конкретный стимул, то считается, что имеет место облегчение ответа. Например, в экспериментах с горными сусликами было показано, что в присутствии сородичей, издающих тревожный свист, молодые суслики также часто производят этот сигнал, однако если они слышат сигнал в записи, будучи изолированными от сообщества, то свистят гораздо реже (Mateo, 1996). «Наивные» муравьи в присутствии «опытных» значительно раньше и чаще проявляют типичную для муравьев реакцию на каплю сладкой пади и демонстрируют стереотип выпрашивания пади у тлей, имеющийся в их репертуаре врожденного поведения (Резникова, Новгородова, 1998).

Расширение стимулирования (stimulus enhancement) заключается в том, что действия одного индивидуума привлекают внимание другого к какому-либо объекту или к части этого объекта и тем самым облегчают его освоение. Различают генерализованное расширение стимулирования (внимание привлечено к объекту в целом) и локализованное - внимание направлено на функциональную часть объекта. Зеркальным явлением можно считать облегчение ответа (stimulus facilitation): наблюдения за действиями сородича приводят к более вероятному и сходным образом выраженному ответу на тот же действующий стимул (Spence, 1937; Thorpe, 1956). Эти формы социального обучения могут являться составляющими в процессах подражания, когда животные обучаются манипулировать разными предметами, наблюдая за действиями сородичей.

Подражательное образование условных связей (observational conditioning) отмечается в тех случаях, когда поведение сородича по отношению к какому-нибудь стимулу, способствует тому, что у наблюдателя образуется ассоциативная связь этого стимула с реакцией избегания или, наоборот, привлечения. Часто наблюдаемые примеры подражательного образования условных связей связаны с пищевыми предпочтениями, а также со страхом по отношению к хищнику. Соответствующие реакции сородичей служат «катализаторами» для быстрого формирования определённых условных связей, тогда как метод проб и ошибок потребовал бы гораздо более длительного времени».

Резникова Ж.И., Социальное обучение и адаптивные возможности популяций, в Сб.: Труды конференции «Современные проблемы биологической эволюции», М., «Государственный Дарвиновский музей», 2008 г., с. 235-236.