ТРИЗ в школе – интервью И.Л. Викентьева [продолжение]

Начало »

 

ВОПРОС. Как может использоваться  ТРИЗ  в педагогике?

И. Л. Для учащихся это снятие барьера боязни решать проблемы, технология решения проблем, для самых успевающих - новая профессия. Им адресованы наши книги, постоянно пополняющиеся сборники творческих задач, программа «ДЕБЮТ». Кстати - «на какой предмет» приведенная выше задача? Физику? Психологию? Этику, наконец? Нет, ибо имеет комплексный характер.

ТРИЗ  для педагога - вместо призывов к «проблемному обучению» даётся инструмент решения проблемных задач. А в более развитой форме: проектирование авторского курса, школы, формирование личности… Для этой категории мы проводим свои семинары. Место ТРИЗ   там, где есть проблемы, и там, где есть люди, считающие, что их надо решать…

Острие вектора, конечно, - подготовка интеллектуальных лидеров, способных стабильно, ещё раз повторю это слово - стабильно! - решать творческие проблемы. Какие это будут проблемы: создание новой машины, прогнозирование аварий, рекламная кампания или организация фирмы, в том числе успешно работающей школы, - вопрос второй. Главное ограничение:  ТРИЗ  - не шаманство,  ТРИЗ  - методика, дающая отдачу только при серьёзном овладении. А чудес, извините, профессионалы не показывают - это в любом Доме культуры лечат от сглаза, зубной боли и бесплодия одновременно…

ВОПРОС. Мне приходилось слышать многочисленные нарекания педагогов, обучавшихся на семинарах и курсах по ТРИЗу, по поводу того, что теория, мол, сама по себе полезна инженерам, но не понятно, как давать её школьникам…

И. Л. Во-первых, я отвечаю только за качество семинаров, проводимых Системой «ТРИЗ-ШАНС». Во-вторых, давайте спокойно разберёмся в проблеме. Дело в том, что, начиная с 1986 года, на территории СССР энтузиастами было организовано не менеё 60 - 70 детских групп, занимающихся ТРИЗ. Практически все они - кто за месяц, кто за полгода… развалились.

Причина? Желание преподавать детям чисто инженерную дисциплину, отсутствие методичек и задачников, невладение дисциплиной. Почему, например, проблема дисциплины так существенна? Занятие творчеством возможно лишь по любви, раскрепощённо, а любая раскрепощённость, демократичность по контрасту с советской школой воспринимается детьми как вседозволенность… и потом - учиться мышлению - тяжкий труд.

Мы нашли выход - построили систему упражнений с элементами театрализации, разработали авторские курсы. […]

В то же время, как и предсказывал основатель теории Г. С. Альтшуллер,  после признания ТРИЗ начинается «сенсацизация» - появление сверххвалебных обещаний, псевдоавторов, «жуликизация», «дуракизация» - попытка обучить несчастных школьников сугубо инженерным задачам «талмудизация» - превращение быстро развивающейся теории в догму с целью зарабатывания денег…

ВОПРОС. Но как учителю, методисту, директору школы, наконец, отличить халтурные курсы от приличных?

И. Л. Мы пользуемся несколькими контрольными вопросами - возможно, они подойдут и нашим читателям…

Если семинар идёт «вообще по ТРИЗу» - это обучение «на троечку», ибо уже устарело. Ведущие разработчики передают конкретные методики по детсадам, начальной школе, физике, биологии, литературе, ИЗО, педтехнике и т. п.

ТРИЗ-профи  всегда имеют последнюю литературу по ТРИЗу, активно дают координаты других специалистов, а не «замыкают» слушателей только на себя…

Ведущие разработчики читают Авторские семинары, материалы которых ещё не опубликованы в литературе. Повторю, что именно разработчики собраны в Системе «ТРИЗ-ШАНС». Остальные, увы, нас пересказывают - с большими или меньшими искажениями. Поэтому стоит поинтересоваться - кто перед вами - участник системы или нет. Как минимум - имеет ли он наш сертификат или нет… А «дети лейтенанта Шмидта» - общекультурное явление. Тем более, если на этом можно подзаработать.

ВОПРОС. Но ведь существует Ассоциация  ТРИЗ ?

И. Л. Мне бы не хотелось углублять эту тему. По признанию Г. С. Альтшуллера на последнем Съезде - у Ассоциации много проблем. Говоря кратко, эта организация объединяет разных людей - и любителей, увлекающихся и интересующихся ТРИЗом, и ряд профессионалов. А Система «ТРИЗ-ШАНС» - только профессионалов.

ВОПРОС. Допустим, есть халтурщики, есть конъюнктурщики, но каковы объективные недостатки ТРИЗа?

И. Л. Недостатки? Конечно, есть - как же без них. Это известная громоздкость, делающая невозможным усвоения всей теории в течение недели. Потом - идёт очень быстрое нарабатывание новых материалов - их необходимо отслеживать - иначе отстанешь, потеряешь форму. Так,  ТРИЗ-профи  средней руки становятся за 3-5 лет упорного труда, а не после прочтения одной книжки по ТРИЗ. К субъективным недостаткам стоит отнести стремление новичков непременно что-то упростить, а что- то просто выкинуть из курса, отрабатывавшегося годами…

Для школы же - это первая дисциплина не информационного, а именно методического, методологического уровня… Часто примешивается и субъективный фактор - неумение педагога сделать занятие по ТРИЗу ярким, театрализованным - уравновесить рациональные процедуры эмоциями. Хотя…

Хотя использование не всего арсенала ТРИЗ, а выверенных методик по конкретным школьным предметам вполне доступно за неделю-полторы… Но, повторюсь - конкретная методика, скажем, синтеза творческих задач по искусству - ещё не весь  ТРИЗ.

ВОПРОС. В чем сходство и различие ТРИЗ с другими методиками?

И. Л. Аналоги ТРИЗ - таблица умножения, поваренная книга - система приёмов, технологий, методик, позволяющих анализировать, проверять и находить новые применения полученной идеи… Есть сходство по цели: научить ученика необходимому - а в конце XX века, на наш взгляд, здесь не обойтись без методов решения нестандартных задач… Явное сходство - в технологии передачи методики: это и игры, элементы театрализации, диспуты, решение контрольных задач. Пожалуй, главное отличие - по области деятельности - не воспроизводство, а умение выходить за рамки привычного, когда это необходимо.

Есть западные аналоги: методика профессора Тагучи, мозговой штурм, метод фокальных объектов и другие, но они не дают стабильных решений.

ТРИЗ  - только в устах шарлатанов отменяет всю предыдущую педагогику… На самом деле - это технология решения задач. Более того, у нас есть подозрение, что человек не будет счастливым, будучи только потребителем и не будучи творцом. Впрочем, наслаждение творчеством всегда оплачено. И даже не деньгами, а трудом над собой…

ВОПРОС. Ваш прогноз развития ТРИЗа в школах, вузах?

И. Л. Сейчас - «предстартовая ситуация» внедрения ТРИЗа в школы и вузы (часто, увы, насильственного). Особенно быстро внедрение ТРИЗа пойдет после ознакомления с реальной эффективностью многочисленных курсов по менеджменту, маркетингу и т. п. заимствованиями, которые не отвечают на простой вопрос: а как всё-таки решать нешаблонные задачи?

Чтобы прояснить прогноз, приведу аналогию - под словом «музыкант» можно понимать выпускницу педучилища, играющую простые песенки детсадовцам, человека, работающего в ресторане, и профессора консерватории… Да, все они «музыканты», но каков диапазон этого обозначения…

Так же и в  ТРИЗ  - слово одно - уровни подготовки совершенно разные.

Рассмотрим различные уровни подготовки.

Первый уровень: без претензий на глобальность - дать всем детям в школе несколько обзорных уроков по ТРИЗ, чтобы они просто знали - такое есть. Аналогия: учитель литературы не учит режиссуре, но сообщает ученикам – такая творческая профессия есть.

Второй уровень: более глубокая работа по конкретным предметам учителей, прошедших наше обучение. Как показывает практика, подобные занятия хороши для классов с углублённым изучением какого-либо предмета, факультатива.

Третий уровень (внешкольный): для тех, кто захочет и сможет, - целенаправленная подготовка профессионалов - «творческий консалтинг».  И  ТРИЗ  - в полном объёме - нужен только этой категории обучаемых.

Более того, скажу, что подобный педагогический эксперимент был поставлен. Мы работаем со школьниками уже 8 лет. Кто-то приходил к нам, кто-то, взяв своё, уходил, кого-то не пустили родители, но костяк остался. На первом этапе мы доказали: после обучения ТРИЗ школьники способны стабильно (!) решать технические задачи, от которых отказываются взрослые специалисты; не все решения, но некоторые нам удалось даже внедрить… (Замечу - никакого входного тестирования, деления на «способных - неспособных» детей у нас не было. Интересовало одно - способен ли человек делать над собой усилия, способен он работать или нет.)

На втором этапе мы поставили задачу и доказали - при помощи преподавателя старшеклассники способны разрабатывать методические системы - см. например, изданную недавно книгу: «Приёмы рекламы. От постановки рекламной задачи до решения». Да, и говорю это спокойно, сейчас мы нормально опережаем передовые педагогические рубежи и результаты лет на 10 - 15. (Примечание И.Л. Викентьева, сделанное в 2010 году - уже понятно, что лет на 30...) Острие вектора педагогики будущего - не педагогика сотрудничества (это лишь необходимый этап), а педагогика творчества. (И вообще, развиваться полезно в сторону бесконечного, а не конечного…) Недаром с нами так хотят сотрудничать многоопытные американские вальдорфцы - после 10 - 12 лет у хорошо воспитанного и эмоционально устойчивого ребёнка идет катастрофический провал по интеллекту…

А выращивание интеллекта не на словах, а на решении проблем - наша профессия».

Вопросы задавал редактор журнала «На путях к новой школе», Марк Эпштейн.

Викентьев И.Л.,  Зачем школе ТРИЗ? (интервью), журнал «На путях к новой школе» (Санкт-Петербург), 1994 г., N 1.

 

Недостатки ТРИЗ-педагогики

Бесплатная электронная книга по ТРИЗ.