Инструкция по работе с Контекстной панелью

ТРИЗ в школе – интервью И.Л. Викентьева

«На наших глазах начинает складываться рынок педагогических технологий, методик. Педагогам-практикам уже недостаточно идеологических заклинаний, их интересуют технологии, позволяющие в обучении, развитии ребёнка достигать конкретного результата, ощутимого эффекта. В последнеё время в качестве одного из таких новомодных «инструментов» во многих школах и дошкольных учреждениях активно внедряется  ТРИЗ  - теория решения изобретательских задач.  Мы предлагаем нашим читателям интервью с человеком, который ещё до массового нашествия ТРИЗа на школы первый в нашей стране имел опыт организации длительной непрерывной педагогической работы с группой школьников на основе ТРИЗ. И ещё: он имеет результаты - десятки решённых детьми проблем, их публикации в отечественных и зарубежных журналах, разработанные курсы занятий по ТРИЗ. Знакомьтесь: вице-президент «Системы профессиональных разработчиков, консультантов и преподавателей «ТРИЗ-ШАНС» Игорь Леонардович Викентьев.

ВОПРОС, интересующий многих педагогов, - что же такое  ТРИЗ? Способ мышления, педагогическая методика, игра «хорошо - плохо», собрание одних и тех же баек про изобретателей?..

И. Л. Ваша ирония справедлива - халтуры под названием «ТРИЗ» как на берегах Невы, так и в стране предостаточно… Говоря серьёзно, 99% нашего бытия - воспроизводство установленных норм мышления, поведения: шнурки завязываются определённым узлом, телевизор может работать или не работать, а при возникновении проблем надо «нервничать». Итак - 99%.

Что остаётся на долю 1 или даже 0,1%? Не повторение, не воспроизводство норм, а их… нарушение. Творчество! И здесь не важно, что этому уделяется мало времени. Принятые решения определяют слишком много в нашей жизни. А теперь не мигая и смотря на меня скажите - кто и где учил нас отказываться от привычного и, не боясь, прорываться к новому?..

Не учат этому. И каждый - на своём опыте - учится методом проб и горестных ошибок… А чаще - избегает. Но время требует решений - время увеличивающегося количества проблем. Посмотрите любую газету, телепередачу - умеем ли мы решать проблемы?..

Вот творческая задача. Общежитие, в комнате двое. Один хочет читать, другой - смотреть цветной телевизор. При свете на экране плывут краски. Что делать? Одному свет нужен, а другому лампочка мешает… Сотрудник Русского музея ответил: один из них по-христиански должен уйти. Люблю христиан и Русский музей, но это - общага - объясняю ещё раз. Максимум, что предлагают инженеры: поставить ширму. Прекрасно, но это общага! Даже если есть деньги, она же места много занимает…

И наконец,  ТРИЗ-решение : с одной стороны лампочки, обращённой к телевизору, наклеивают кусок непрозрачной фольги. Тень падает на фиксированное место - точно на экран. Просто? Можно решить без ТРИЗ? Конечно… Но почему-то не решают!

Стопроцентно всех научить решать такие задачи - нельзя. Причём основной барьер здесь: личная лень, а не возможности теории. Но в наших силах - повысить вероятность их решения. Поэтому  ТРИЗ  - не отменяя личной интуиции, опыта - технология решения нестандартных (творческих) задач в различных областях деятельности. Наибольший опыт накоплен в области техники (кстати, без 100% гарантии решить любую проблему - мы в состоянии лишь увеличить вероятность её решения минимальными средствами…).

ВОПРОС. Что лежит в основе ТРИЗ?

И. Л. Отечественная методика ТРИЗ, основы которой заложил Г. С. Альтшуллер  (литературный псевдоним писателя-фантаста - Генрих Альтов), изначально развивалась как дисциплина для инженеров, помогающая им решать технические задачи. Скажем, для решения приведённой задачи используется тризовский «принцип копирования»: заменить операции над объектом его «копией» - в частном случае «зайчиком» света, тенью…

ТРИЗ  основан не столько на человеческой интуиции, сколько на исследовании закономерностей развития технических, социальных систем. В отличие от психологии творчества здесь не изучается, как человек мыслит. Здесь даются методики, как преобразовать ситуацию. (Разве такое возможно? Конечно. Вспомним таблицу умножения - мы успешно решаем арифметические задачки, без окунания в психологические глубины мозга). Поэтому, если мы знаем закономерности, мы сможем ими осознанно, достраивая нашу интуицию, пользоваться. Типичная ошибка психологии творчества - сведение проблемы таланта к индивидуальным способностям. На самом деле, важно и уметь использовать коллективный опыт…

В настоящее время разработаны: методики постановки, решения и расширения полученных идей в области техники; предсказания аварий; анализа развития фирм и коллективов: Жизненная стратегия творческой личности  (как обобщение жизненного пути около 1000 творцов); отдельные педагогические методики. Словом, стопка только основной литературы по  ТРИЗ  будет под полметра…

 

Продолжение »