Этика «любви к дальнему» Фридриха Ницше в интерпретации С.Л. Франка [продолжение]

Начало »

 

Одной из гениальных заслуг Фр. Ницше является раскрытие и сознательная  оценка этой старой как мир, но никогда ещё не формулированной откровенно и  ясно антитезы между любовью к ближнему и любовью к дальнему.

Оба моральных принципа приходят в резкое и часто непримиримое столкновение друг с другом,  и этого столкновения нельзя игнорировать и замалчивать, надо открыто  признать его, прямо смотреть ему в глаза и решительно стать на сторону того  или другого из борющихся принципов - такова суровая, но поучительная мысль,  внесённая Ницше в этику. Сам Ницше - убеждённый и восторженный апостол «любви  к дальнему». Но он не только её проповедник: он творец целой грандиозной  моральной системы, основанной на этом нравственном чувстве. Все его  моральное учение, как оно выразилось наиболее зрелом виде в проповедях  Заратустры, может быть понято и оценено как евангелие «любви к  дальнему», а многие из его наиболее смелых нравственных сентенций, с первого  взгляда поражающие обыденное моральное сознание своею парадоксальностью и  нередко заставлявшие предполагать в их авторе нравственно извращённую  натуру, приобретают глубокую правдивость и могучую нравственную силу, если  их рассматривать как звенья этической системы любви к дальнему. […]

«Ближние», живущие интересами дня, сросшиеся с установившимся складом своего  существования, не понимают и боятся того, кто возлюбил дальнее. Когда  Заратустра впервые спешил к людям, чтобы возвестить им своё учение, то  встретившийся ему пустынник предупреждал его: «наши шаги звучат для них  слишком одиноко по их улицам; и когда они ночью, лежа в своих постелях,  слышат шаги человека задолго до восхода солнца, они спрашивают себя: куда  направляется вор?» Но и возлюбивший «дальнее» платит своим ближним тем же:  его любовь к дальнему заставляет его ненавидеть и презирать всё ближнее,  реальную современную жизнь окружающих его людей, со всеми её будничными,  мелкими добродетелями и интересами.

Нападки Ницше на лицемерие и пошлость  современной жизни слишком известны и слишком многочисленны, чтобы их можно  было здесь приводить. Мы не можем, однако, отказать себе в удовольствии  привести одну из наиболее удачных характеристик различных видов лицемерной  добродетели современности, оставляя до другого места анализ принципиальных  нападок Ницше на ходячую мораль. Перед нами проходит целая коллекция типов  современных добродетельных людей. Тут есть «такие, для которых добродетель  есть боль от удара кнутом», и «такие, которые подобны заведенным часам для  ежедневного обихода: они тикают и хотят, чтобы их тик-так называли  добродетелью»; есть «такие, которые сидят в своем болоте и говорят через  тростник: «добродетель - это тихо сидеть в болоте; мы никого не кусаем и  уходим от всякого, кто хочет кусать, и во всем мы имеем то мнение, которое  нам велят иметь»; и «такие, которые любят телодвижения и думают, что  добродетель есть особого рода телодвижение: их колени постоянно молятся, и  руки их восхваляют добродетель, но сердце их не знает ничего обо всем этом»;  наконец-и тут в горьких словах Заратустры звучит для нас нечто совсем  родное -есть и такие, которые считают добродетелью говорить, что добродетель  необходима, но в глубине души верят лишь в то, что необходима полиция». […]

Любовь к дальнему, стремление воплотить это «дальнее» в жизнь имеет своим непременным условием разрыв с ближним. Этика любви к дальнему ввиду того, что всякое «дальнее» для своего  осуществления, для своего «приближения» к реальной жизни требует времени и  может произойти только в будущем, есть этика прогресса и в этом смысле  моральное миросозерцание Ницше есть типичное миросозерцание прогрессиста,  конечно, не в политическом, а в формально-социологическом значении этого  термина. Всякое же стремление к прогрессу основано на отрицании настоящего  положения вещей и на полной нравственной отчужденности от него. В чудесном  художественном противопоставлении отношения к «стране отцов» и «стране  детей» Ницше рисует моральное положение по отношению к родине человека,  воспринявшего начала этики «любви к дальнему». […]

Итак, любовь к дальнему есть любовь творческая; отчуждение от  «ближнего» и близость к «дальнему» делает необходимым стремление воплотить  «дальнее» в жизнь, преобразив последнюю в том направлении, в котором она  приближается к «дальнему». Здесь мы также замечаем весьма характерное  различие между «любовью к ближнему» и «любовью к дальнему». Первая (как и  всякая любовь) также может и должна быть любовью деятельной; но эта  деятельность, сводящаяся к проявлению инстинкта сострадания к людям, лишена  того элемента творчества, того неуклонного и систематического разрушения  старого и созидания нового, которым отличается «любовь к дальнему». Не  заботясь о принципе и складе жизни, «любовь к ближнему» (в том специфическом  значении, в котором мы её здесь понимаем) занята непосредственным  уничтожением и смягчением каждого из текущих проявлении зла, тогда как  «любовь к дальнему», наоборот, ставит своей задачей целесообразное  видоизменение самих принципов жизни, творческую работу во имя определённого  «дальнего» ещё резче обнаруживается этот контраст при рассмотрении тех  отношений к окружающим людям, в которые выливаются активные проявления обоих  рассматриваемых моральных чувств.

Деятельность любви к ближнему выражается  прежде всего в миролюбивом, дружественном, благожелательном отношении ко  всем людям; творческая деятельность любви к дальнему необходимо принимает  форму борьбы с людьми. С точки зрения первой, моральным идеалом являются  миролюбие, кротость, стремление уступить ближнему и ради его желаний  подавлять свои собственные; с точки зрения второй, такая покорность и  уступчивость заслуживают сильнейшего морального осуждения в качестве  поведения, которое, как говорит Заратустра, заставляет «дальних  расплачиваться за любовь к ближнему».

Любовь к дальнему требует  настойчивости в проведении своих стремлений наперекор всем препятствиям; её  идеал - энергичная, непримиримая борьба с окружающими «ближними» во имя  расчищения пути для торжества «дальнего». Таков смысл известных проповедей  Заратустры «о войне»».

Франк С.Л., Фридрих Ницше и этика  «любви к дальнему», в Сб.: Проблемы идеализма, М., «Три квадрата»,  2002 г .