Этика «любви к дальнему» Фридриха Ницше в интерпретации С.Л. Франка

«…особенный интерес имеет столкновение двух нравственных систем, основанных на двух могучих моральных принципах, которые Ницше удачно противопоставляет друг другу под именем  «любви к ближнему» и «любви к дальнему».

Вряд ли нужно опровергать мнение,  будто «любовь к дальнему» есть чувство, впервые изобретённое Ницше, - плод его  болезненной фантазии или, пожалуй, даже его болезненной нравственной  организации. На самом деле «любовь к дальнему» есть чувство, столь же  знакомое людям и столь же старое, как и «любовь к ближнему». Это, мы  надеемся, достаточно выяснится из всего дальнейшего. Здесь же нам необходимо  остановиться на предварительном выяснении значения этих понятий.

Понятие «любовь к дальнему», о котором у нас по преимуществу будет  идти речь, не имеет строго ограниченного объёма: оно соотносительно  противопоставляемому ему понятию «любви к ближнему» и до известной степени  зависит от значения, придаваемого последнему. Для того чтобы дать возможно  более полное представление о «любви к дальнему» и её значении в этической  системе Ницше, мы воспользуемся следующим приёмом: мы постараемся проследить  её содержание, начав с наиболее широкого мыслимого его объёма и постепенно  ограничивая его и, таким образом, определяя понятие «любви к дальнему» всё  более точно.

В наиболее широком своём смысле понятие «любви к дальнему»  характеризуется противопоставлением его «любви к ближнему», в особенном  значении последнего понятия, не совпадающем с его общераспространённым  значением, хотя и имеющем с ним много родственного и образующем, так  сказать, его корень. Под «любовью к ближнему» в том её значении, с которым  мы имеем сейчас дело, понимается совокупность симпатических чувств,  переживаемых по отношению к непосредственно окружающим нас, ближайшим к нам  людям («ближним») и основанных на элементарном инстинкте сострадания, на  чутком воспроизведении в своей душе психической жизни этих «ближних»: если  чувства эти и переносятся на более обширный круг людей - «ближних» в широком,  метафорическом смысле слова, - то лишь как мысленная аналогия ощущений,  испытываемых по отношению к «ближним» в тесном, буквальном смысле слова.  Этика «любви к ближнему» есть, таким образом, моральная система, основанная  на инстинкте сострадания.

Понятие «любви к дальнему» не имеет столь определённого значения. Под ним может подразумеваться всякая любовь, не совпадающая с «любовью к ближнему» в указанном её смысле. Мы можем охарактеризовать её как чувство, испытываемое по отношению ко всему  «дальнему», ко всему, что отдалено от нас либо пространственно, либо  временно, либо, наконец, морально-психологически и потому действует не  непосредственно, не при помощи аффекта сострадания, а через посредство более  отвлечённых моральных импульсов.

В этом широком значении «любви к дальнему»  в неё будет включена как любовь к более отдалённым благам и интересам тех же  «ближних», так и любовь к «дальним» для нас людям - нашим согражданам, нашим  потомкам, человечеству; наконец, сюда подойдёт и любовь ко всему  отвлечённому - любовь к истине, к добру, к справедливости - словом, любовь ко  всему, что зовётся «идеалом», или, как выражается Ницше, «любовь к вещам и  призракам».

Все эти виды «любви к дальнему» имеют общим то, что они не  основаны на непосредственном инстинкте сострадания или по крайней мере не  исчерпываются им, и этим вникая «любовь к дальнему» резко отделена от «любви  к «ближнему». Правда, у Ницше, как увидим ниже, любовь к дальнему имеет своё  более узкое и более определенное значение; но до известной степени  формальный характер этого чувства, в его интересующей нас антитезе к чувству  любви к ближнему, независим от содержания самого объекта чувства, от  значения, которое придается понятию «дальнего», и потому наша характеристика  обоих чувств достаточна для предварительного анализа их взаимных отношений.

Соответственно широте понятия «любви к дальнему» антитеза между этим  чувством и чувством «любви к ближнему» может принимать самые разнообразные  формы. Зародыш её можно наблюдать в оттенках материнской любви. Любовь к  ребёнку, стремящаяся удовлетворить все его желания и избавить его от  всяких страданий, может, в качестве «любви к ближнему», быть  противопоставлена материнской «любви к дальнему» - любви, направленной на  обеспечение отдалённых благ для ребёнка, хотя бы ценою обильных его  страданий и лишений в настоящем. Та же антитеза более резко обнаруживается в  отношении к больному со стороны сестры милосердия и врача (пример,  приводимый самим Ницше): мягкая, сострадательная любовь первой, стремящаяся  к облегчению моментальных страданий больного и к его душевному успокоению,  есть типичный образец «любви к ближнему», тогда как направленная на  обеспечение будущего блага больного твердая любовь врача, который ради  отдалённых интересов больного должен побороть в себе чувство сострадания и  подвергать своего пациента жестоким мукам, дает нам тип «любви к дальнему».

Ещё более резко та же антитеза проявляется в тех обильных, больших и малых,  прошлых и настоящих трагедиях, которые разыгрываются на почве коллизии между  общественными интересами и личными привязанностями: борьба между «любовью к  ближнему» - чувством сострадания и непосредственной близости к окружающим  близким людям - и «любовью к дальнему» - к любимому делу, к партии, родине,  человечеству - исчерпывает содержание всех этих трагедий. Но и в пределах  сферы общественных интересов повторяется в самых разнообразных формах все та  же антитеза: всем известна, напр., противоположность между двумя типами  патриотизма, из которых один есть любовь, так сказать, к отечеству  «ближнему», другой - любовь к отечеству будущему, «дальнему»; ещё Чаадаев  указывал на эту антитезу, противопоставляя «патриотизм самоеда» «патриотизму  англичанина».

Наконец, на высшей ступени развития нравственных чувств  возможно столкновение между общественными интересами и абстрактными  моральными побуждениями, напр., если любовь к партии или к отечеству  вступает в коллизию с любовью к справедливости, к истине и т. п.; здесь мы  опять-таки находим антитезу между любовью к ближнему и любовью к дальнему, в  наиболее отвлеченной и характерной форме. […]

 

Продолжение »