Стиль / жанр футуризма в России по оценке Б.М. Эйхенбаума

«Перед современным писателем стоит вопрос о самом «деле литературы» (выражение Гоголя): должен ли писатель быть профессионалом, и если да - то в каком смысле; как относиться к разным формам «заказа» и как понимать этот термин; в каком смысле писатель должен быть «независим» и т. д. и т. д.

Книжка В. Шкловского «Техника Писательского ремесла» открывается характерным лозунгом: «Не делайтесь профессиональным писателем слишком рано». Вопросы эти сами по себе не новые, они поднимались и обсуждались много раз на протяжении хотя бы одного XIX века; нова обстановка, в которой они встают теперь, нова их эволюционная роль.

Литература начала XX века как будто не встречалась с этими вопросами лицом к лицу - так, как встретились мы. Если о них и говорили, то в плане академическом

Писатель этой эпохи склонен был смотреть на себя не как на профессионала, а как на высшего представителя «интеллигенции», как на вольного философа. Он не заботился о привлечении к себе читателей - литература занимала высокое положение и довольствовалась небольшим кругом избранных.

Журналы пробавлялись «вторым сортом» и не имели литературного значения - литература сосредоточилась в сборниках стихов и в альманахах. Социальная проблема литературной профессии («состояние», по выражению Пушкина) разрешалась тесной связью писателя с интеллигенцией, а экономическая - поддержкой со стороны характерных для того времени просвещенных меценатов.

Ещё до революции положение это стало заметно изменяться. Футуризм  был нарушением не только литературных, но и литературно-бытовых традиций. Писатель вышел «на улицу», литературные выступления стали носить характер общественных скандалов, печатное воздействие уступило место устному. Новый писатель явился под каким-то другим социальным знаком - он не был и не хотел быть «интеллигентом». Самое это слово получило иронический смысл.

Футурист - это был прежде всего человек нового поведения, новых манер. Он выходил на эстраду с тем, чтобы оскорбить привычные вкусы читателя, демонстрировать ему своё презрение. Вопрос о профессионализме как будто совсем отпал - футуристы действовали сначала как новые дилетанты, пришедшие осмеять «жрецов искусства» и поклоняющуюся им «интеллигенцию»».

Эйхенбаум Б.М., Литература и писатель, в Сб.: «Мой временник»… Художественная проза и избранные статьи 20-30-х годов, СПб, «Инапресс», с. 2001 г., с. 72.